Россия обеспокоена кризисом в еврозоне, заявил вчера президент Дмитрий Медведев, в то время как лидеры ЕС собирались на саммит последней надежды. Но, может быть, Медведеву стоит лучше побеспокоиться о ситуации в самой России? Потому что произошедшие там события имеют большое значение, и в некотором роде напоминают восстания арабской весны.
Все думали, что Путин всемогущий. Однако потеря целых 15 пунктов говорит о том, что в прекрасно отлаженном кремлевском механизме что-то пошло не так. В Москве и других городах страны проходят все новые манифестации. Активисты смело идут против полиции под лозунгами «Россия без Путина», «Путин — вор» и «Революция». Некоторые даже вынуждают полицейские кордоны отступать к зданию ФСБ, спецслужбы, где в свое время работал Путин.
Хотя официальные СМИ продемонстрировали пугающую пристрастность, новые источники информации буквально бурлили: интернет наполнился видеозаписями столкновений с полицией, а социальные сети стали главным инструментом организации протестов. За четверть века Россия претерпела огромные изменения, что придает архаичный окрас власти Путина, в то время как его гомеопатические заявления об отставании России и необходимости построения правового государства разбудили новый, городской и образованный средний класс, который много путешествует и знает, что такое демократия.
Вчера Путин, который, по всей видимости, так ничего и не уяснил для себя из ситуации, вновь использовал старую советскую риторику, чтобы обвинить США в разжигании протестов после выборов. Кроме того, он упомянул и о сценарии «хаоса», так как Хиллари Клинтом, которая далеко не так робка, как наш МИД, заявила, что США поддерживают «права российского народа». В конце ноября Путин назвал Иудами финансируемые Западом неправительственные организации, которые занимаются мониторингом нарушений на выборах. Одна из них, «Голос», говорила о множестве случаев нарушений и давления на избирателей до и во время голосования. К тому же проект «Гражданин-наблюдатель» отметил в четверг на своем интернет-сайте, что реальный результат партии власти «Единая Россия» не достиг и 30%, что на 20 пунктов меньше, чем указано в предварительных результатах (49,5%), которые обнародовала в понедельник ЦИК. По иронии судьбы, КПРФ, которой теперь принадлежит ведущая роль в парламентской оппозиции, обвинила власти в попытке заткнуть людям рот и потребовала освобождения задержанных оппозиционеров.
(«La Republique des Pyrenees«, Франция)
09.12.11.