Главная » Все Новости » События » Владислав Сурков, новый Распутин в Кремле

Владислав Сурков, новый Распутин в Кремле

Владислав Сурков – кремлевский часовой. Этот 47-летний человек, ранее работавший в рекламном бизнесе, с 1998 года успел поработать на трех президентов – Бориса Ельцина, Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Будучи вторым человеком президентской администрации – флагмана с 2 тыс. сотрудниками, он незаметно руководит политической сценой. Сидя в кабинете на Старой площади в самом центре Москвы, этот чиновник с безупречным внешним видом контролирует партии, создает многочисленные движения пропутинской молодежи и следит за неправительственными организациями.

Его таланты манипулятора раскрылись в сентябре, когда он сместил миллиардера Михаила Прохорова с поста председателя партии «Правое дело». Эта либеральная формация, созданная по заказу Кремля, в преддверии парламентских выборов 4 декабря должна была стать противовесом мастодонту «Единой России» — партии бюрократов, находящихся у власти.

А все из-за того, что олигарх Прохоров – владелец золотоносных шахт, большой любитель баскетбола и красивых девушек – сломя голову бросился в политику, практически выйдя из-под контроля. Хуже того, он стал демонстрировать определенную независимость, что непозволительно в глазах властного тандема – премьера Путина и президента Медведева — помешанного на «вертикали власти». Положение, так сказать, обязывало. Во время съезда «Правого дела» Сурков направил своих представителей для недружественного поглощения партии. За несколько часов олигарх и его сторонники были навсегда устранены с политической сцены. До сих пор они ощущают запах серы. После жесткой во всеуслышание критики нового Распутина, «кукловода, который приватизировал всю политическую систему», Михаил Прохоров потерял расположение Путина, бросившего награждать Суркова.

Как Суркову удалось взобраться на вершину власти? Не будучи человеком первого круга – то есть из «погонов» (бывшие сотрудники спецслужб) — и не родившись в Петербурге как Путин, он сумел стать незаменимым. Как положено примерному аппаратчику, он окружает себя завесой тайны, дает мало интервью, редко появляется на публике. Его конек – интриги, закулисные разговоры, теневой контроль партий и СМИ. «Не так давно главные редакторы основных СМИ собирались у Суркова каждый четверг.  Теперь же необходимость в контроле отпала. Они знают, что должны писать, что они могут выдать в эфир и и сколько по времени это продлится. Они знают также, что не следует показывать», — объясняет журналистка Зоя Светова.

Этот скромный провинциал, родившийся в 1964 году от русской матери и отца-чеченца, ни отчества, ни фамилии которого он не носит, прошел необычный путь, который символично начинается с темного пятна: места рождения. В официальной биографии Суркова значится, что он родился в Липецкой области – в 500 километрах к юго-востоку от Москвы. Его мать Зоя Суркова – уроженка тех мест. Она работала учительницей. Неофициальные же источники утверждают, что он родился в селе Дуба-Юрт в 20 км от Грозного и что до пяти лет его называли  Асланбеком Дудаевым. Ясно одно: как только его родители разошлись, то вопрос об отце, Андарбеке Дудаеве, больше не поднимался.

После юности, взлелеянной в провинциальной глубинке  — в Липецке, а позже в Рязани, — юный Сурков отправляется покорять Москву. В учебе он не особо силен, и в 1981 году он бросает учебу и отправляется служить в армию. Его служба проходила в Венгрии, и там-то его и завербовала советская военная разведка (ГРУ). Это событие стало в его судьбе поворотным.

В 1989 году рязанский Растиньяк закусил удила. Времена были смутные, партия и армия были уже не те, что прежде, карьерные перспективы тонули в тумане. В том году он записался на курс борьбы. У его тренера занимался и Михаил Ходорковский, молодой предприниматель, выходец из комсомольской организации, один из директоров банка МЕНАТЕП. Он попал в нужное место. Меньше чем через десять лет Владислав Сурков ступенька за ступенькой поднимается к вершинам социальных институтов.

Деревце за деревцем, кустик за кустиком, к 1998 году он становится директором ОРТ  (телеканал «Общественное российское телевидение») по связям с общественностью. На этом посту он получает возможность контактировать со всеми видными политическими деятелями. Очень скоро его заметил серый кардинал при Борисе Ельцине и глава тогдашней администрации президента Александр Волошин. В том же году он берет его к себе в заместители. Спустя пять лет, после ареста Михаила Ходорковского, Александр Волошин подает в отставку. Но не Владислав Сурков.

Российская пресса представляет его иногда идеологом власти. Однако при этом забывают, что режим, которому он служит, лишен всякой идеологии. И Владислав Сурков со своим рекламным прошлым является, прежде всего, специалистом по пропаганде, политическому оружию большевиков, грубому и лишенному всякой гибкости.

Как зрелый, дважды женатый мужчина, отец четырех детей Сурков всячески культивирует свой имидж необычного чиновника, писателя-дилетанта, иногда сочиняющего слова для песен рок-группы «Агата Кристи». В черном романе «Околоноля» опубликованном в 2009 году под псевдонимом (не переведен), авторство которого принадлежит Суркову, он говорит устами своего героя: «Преступность и коррупция играют в социальном строительстве такую же роль, как школа, полиция и мораль. Желание их устранить ведет к хаосу».

Этот ловкий человек умеет переодеваться под цвет речей своего очередного хозяина. Новый кремлевский Распутин был демократом при Борисе Ельцине, абсолютистом при Владимире Путине, загорелся энтузиазмом по отношению к модернизации, которую так любит Дмитрий Медведев. Как заметил как-то один из бывших сотрудников ЮКОСа, нефтяной компании Ходорковского, разобранной на части по приказу Владимира Путина, Владислав Сурков иллюстрирует, до какой степени в России «ген цинизма развился быстрее, чем ген демократии».

Le Monde«, Франция)

28.12.11.