Главная » Все Новости » Главная новость » Россия и Чечня: четыре века противостояния — преступление без наказания

Россия и Чечня: четыре века противостояния — преступление без наказания

Часть 1. Факты, выявленные только несколькими международными гуманитарными организациями, проводившими самые поверхностные исследования состояния прав человека на территории Чеченской Республики Ичкерия с начала второй российской агрессии против Чечни в течение последних семи лет, а так же даже отдельно взятые свидетельства жертв и очевидцев произвола российской военщины при ведении боевых действий и на оккупированной территории, доказывают, что действия России представляют в настоящее время смертельную угрозу для жизни всего чеченского народа.

Ситуация требует принятия самых срочных и решительных мер международного характера, чтобы предотвратить дальнейшую реализацию агрессором этой угрозы в отношении чеченского народа .и предотвратить расползание её на Кавказ и другие регионы мира. Для этого, на наш взгляд, недостаточно заниматься простой констатацией фактов преступлений России в Чечне, «неадекватного применения силы», как выражаются представители самых престижных международных организаций и комиссий, побывавших в Чечне и увидевших весь ужас, циничного по отношению ко всему мировому общественному мнению и международному сообществу, неприкрытого геноцида чеченского народа. Необходимо выяснить причины, по которым стали возможны действия, несущие угрозу уничтожения целого народа в течении столь длительного периода времени, как 450 лет чечено-российского противостояния. Ответить на вопросы, являются ли эти действия случайными или закономерными, стихийными или заранее спланированными, то есть, являются ли эти действия международным преступлением, квалифицируемым как геноцид, а также совершала ли Россия иные действия, составляющие тяжкие международные преступления (колониализм, агрессия, военные преступления, экоцид).

Выясняя причины депортации чеченского и ингушского народов, известный политолог и советолог А.Авторханов процитировал выдержку из статьи о Чечено-Ингушетии, опубликованной в газете «Известия» от 15 января 1939г,. в которой утверждалось, что: «История Чечено-Ингушетии — это десятилетие кровавой борьбы свободолюбивого народа против колонизаторов», и сделал вывод о том, что «только с этим ключом в руках можно установить и открыть историческую правду».1

Факты показывают, что нынешняя ситуация в Чечне является следствием целенаправленной политики Российского государства по порабощению или уничтожению чеченского народа, которую оно проводит на протяжении нескольких веков. (Факт многовекового военного противостояния России и Чечни признан Россией в Договоре о Мире и принципах взаимоотношений между Чеченской Республикой Ичкерия и Российской Федерацией от 12 мая 1997 года, подписанном в Москве президентами двух стран, в преамбуле которого написано «желая прекратить многовековое противостояние»). Жестокие и бесчеловечные методы войны, наряду с депортациями, экоцидом и со всяческими иными формами насилия в Чечне и на Кавказе, являются одними из важнейших средств политики российских агрессоров по уничтожению и вытеснению с Кавказа чеченского и других коренных народов.

Так, в инструкции командованию российской армии на Кавказе в 1829г. царь Николай 1 указывал, что «предстоит вам другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее — усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных».2 Выполняя указания царя, российское командование отдавало приказы своему войску: «…одна мысль лишиться вольности и быть под властью русских приводит их в отчаяние. … При непослушании отмщать им каждый раз истреблением их собственных аулов и в особенности возмездием плена семейств».3

«Царское командование посылает многочисленные экспедиции для разорения чеченских аулов и истребление их жителей свидетельствует русский историк Н.Кровяков. Жестокости, сопровождавшие эти экспедиции, кажутся неправдоподобными, однако, показаниям самих участников экспедиций приходиться верить».4

Сущность политики России в Чечне выражена в словах командующего русскими войсками на Кавказе с 1816 по 1827 гг. генерала Ермолова, прославившегося своими кровавыми злодеяниями против кавказских женщин и детей: «Я не успокоюсь до тех пор, пока не останется в живых ни одного чеченца»5. Ермоловской тактики придерживаются и современные идеологи завоевания Чечни.

Наряду с военными, основными методами покорения страны были и остаются методы экоцида — уничтожение экономической, природной и культурной среды обитания чеченцев. Уничтожались посевы, вырубались леса, сады, сжигались все жилые и хозяйственные постройки. В результате произведенной в течение десятилетий рубки лесов, садов огромные пространства Северного Кавказа были превращены в пустыни.

В ходе кавказско-русской войны 16-19 веков «началось методическое вытеснение чеченцев с плоскости путем уничтожения аулов, рубки лесов устройство крепостей и заселение «освобожденных земель» казачьими станицами»,6 — отмечали русские историки первой половины 20 века.

В результате этой комплексной политики по умерщвлению кавказских народов значительная часть населения Северного Кавказа была уничтожена. Как свидетельствуют официальные источники, «от полутора миллионного народа осталось едва 400 тыс., менее чем за 80 лет около миллиона чеченцев погибло в боях с царскими войсками, умерло от холода и повальных болезней, было выслано».7

Была уничтожена значительная часть других кавказских народов, плотно населявших огромные территории Северного Кавказа, составляющие в настоящее время Краснодарский и Ставропольский края.

После окончания кавказско-русской войны, большая часть адыгского и значительная часть чеченского и других северокавказских народов были выселены в Османскую империю. По официальной русской статистике, численность выселенных в то время кавказцев составляло 1 млн. 800 тыс. человек, в том числе около 25 тыс. чеченцев.8

Политический режим, установленный после окончания войны для кавказцев, видный царский чиновник Г.Н.Казбек охарактеризовал как «военное положение, допускаемое в государстве лишь в исключительных случаях».9

В 1883 году издан закон, запрещающий селиться в городах и слободах Терской области «горцам, не состоящим на государственной службе или находящимся в отставке не в офицерских чинах».10

В 1884 году было введено «Временное положение», предусматривавшее коллективную ответственность сельских обществ за содействие отдельных лиц.11 Эта система управления просуществовала без значительных изменений до 1917 года.

На репрессии оккупационных властей чеченский народ отвечал восстаниями. Наиболее крупные из них произошли в 1860-61, 1865, 1877-78г.г, а в промежутках между восстаниями сопротивления приобретало специфически кавказскую форму сопротивления — абречество. В борьбе с национально- освободительным движением российские власти использовали варварские даже для того времени методы и средства: уничтожение мирного населения, сожжения селений, посевов, рубка лесов, садов, система круговой поруки, депортации.

Итогом российского правления в Чечне с 1860 по 1917 годы явилось существенное, даже по сравнению с потерями военного времени, сокращение чеченского населения. «По официальным данным, население Чечни с 1847г. по 1850 г. уменьшилось в 2 с лишним раза, а с 1860г. к моменту революции — почти вчетверо».12

В 1918 году чеченский народ вместе с другими народами Северного Кавказа объявил о восстановление независимости Северного Кавказа. С 1918 по 1920 годы он защищал эту независимость от войск генерала Деникина — противника большевиков, а после поражение деникинских войск продолжил борьбу и против большевиков. Методы войны против чеченского народа как «белых», так и » красных» являлись зеркальным отражением методов их царских предшественников. В дальнейшем большевики усовершенствовали методы уничтожения чеченского народа. Для введения в заблуждение жертв под политику уничтожения чеченского народа подвели теорию классовой борьбы, и отныне чеченский народ уничтожался во имя высоких принципов интернационализма.

Даже по* самым строгим критериям марксистско-ленинской теории в чеченском обществе не могло быть классов, и эта точка зрения была общепризнанной до конца 1920-х годов. Ее разделяли и вожди марксизма-ленинизма В.Ленин, И. Сталин, С. Киров и другие. В конце 1920-годов было объявлено о наличии в чеченском обществе крупной классовой группы — кулаков, составляющей 14,8% всего чеченского населения.13 В то время как по Советскому Союзу этот показатель составлял в среднем 5%. Это означает, что в результате политики ликвидации так называемого кулачества было репрессировано 14,8% населения Чечни.

В 1930 годы к «борьбе с кулачеством» добавилась борьба с «буржуазным национализмом». Под предлогом борьбы с «буржуазными националистами» была уничтожена образованная часть чеченского общества. По данным известного политолога А.Авторханова только в одну июльскую ночь 1937 года было арестовано до 14 тысяч человек, что составляло 3% населения.14

Суть этой политики изложена в словах начальника Гудермесского районного НКВД Гридасова. Когда ему один из его неопытных сотрудников задал недоуменный вопрос: «Как арестовать человека, если на него у нас нет никакого материала?» Начальник ответил: «Материал всегда найдется, лишь бы на нем была кавказская шапка!».15

Чеченский народ не смирился с политикой государственного терроризма и восстания следовали одно за другим: в 1920-1921, 1925, 1928, 1929, 1930, 1932, 1940гг.

Борьбу чеченского народа против большевистской тирании официальная советская пропаганда называла терроризмом и бандитизмом. Для борьбы с освободительным движением Советская власть использовала те же запрещенные методы и средства, что и царская власть, а позже и «демократическая» власть: систему коллективной ответственности, убийства мирных жителей, артиллерийские обстрелы, воздушные бомбардировки населенных пунктов, грабежи, мародерство, уничтожение посевов, садов, выселение.16

23 февраля 1944 года Советское правительство вероломно выселило чеченский народ в Казахстан и Среднюю Азию. В качестве предлога для депортации было использовано якобы «их активное и почти поголовное участие в террористическом движении, направленном против Советов и Красной Армии».17, а также сотрудничество с немцами во время их пребывания на Северном Кавказе в 1942 году.

«Террористическое» движение, то есть, национально-освободительные восстание против русского колониализма, , как мы показали, происходили периодически, невзирая на смену форм этого колониализма (царская, советская, «демократическая»). Очередное антисоветское восстание началось в январе 1940 году, то есть еще до нападения Гитлера на Россию. О мотивах и целях этого восстания дает яркое представление заявление советским властям руководителя восстания Хасана Исраилова, писателя и журналиста: «Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям — то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведется на истребление всего народа. Я слишком хорошо понимаю,- писал в этом заявлении Исраилов,- не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы».

Что касается сотрудничества с немцами, то эта тема, точнее, эта ложь остается актуальной и в настоящее время. Активно используется российский пропагандой для оправдания депортации чеченского народа и нынешней геноцидной войны. В 1997 году в Москве вышла книга «Чеченский капкан», похвальное предисловие к которой написал нынешний председатель комитета по международным делам Государственной думы России Д.Рогозин. Так, в этой книге повторяется давно разоблаченная сталинская ложь о причинах депортации чеченского народа: «Учитывая массовое сотрудничество населения Чечни с немцами, Государственный комитет Обороны вынужден был принять решение о прекращении мобилизации в республике, затем — о выселении причастных к пособничеству врагу. 23 февраля 1944г. состоялось массовое выселение чеченцев в Казахстан и Узбекистан». (с.17-18)

Обратите внимание, как происходит фальсификация и подтасовка : были выселены только «причастные», а не весь чеченский народ. Были выселены в Казахстан и Узбекистан, а не в Казахстан, Киргизстан и Сибирь. Узбекистан-то теплый край!.. Под этими и другими лживыми утверждениями, к которым мы еще вернемся, подписался председатель комитета по международным делам Государственной думы России!..

Предоставим снова слово А.Авторханову: «Мотивы Советского правительства, что чеченцы выселены за коллаборацию с немцами во время войны, является смехотворными и лицемерными». (с.64) «Во время второй мировой войны ни разу не было ноги немецкого солдата на территории Чечено-Ингушской республики, если не считать кратковременное занятие пограничного местечка Малгобек, населенного русскими». «Верно,- говорит он далее,- что в начале немецко-советской войны вместе с пятимиллионной русской красной Армией попало в плен к немцам несколько десятков чеченцев и ингушей, из которых потом немцами была создана одна рота в составе Северо-Кавказского легиона, целиком переданная потом англичанами Советскому правительству летом 1945 года в районе Ганновера. Однако, не говоря уже о крупных военных формированиях вплоть до дивизий СС в составе так называемых восточных добровольческих войск при немецком главном командовании почти из всех национальностей Советского Союза, одна только чисто русская антибольшевистская власовская армия с казачьими частями доходила, по официальным данным, почти до полмиллиона человек. На этом основании Сталин не выселил, как известно, самих русских из Советского Союза».

«Что же касается утверждения Советского правительства, что в тылу Чечено-Ингушетии действовали антисоветские отряды, то это сущая правда. Но само же Советское правительство хорошо знает из истории Российской империи, что эти отряды действовали там каждый раз, когда чужеземный завоеватель навязывал горцам свою волю, т.е. задолго до появления Гитлера, но и самого Сталина.

Ведь это исторический факт, что северокавказское независимое государство («Имамат Шамиля») пало лишь за 53 года до появления Советской власти».(с.64)

Не за коллаборацию, не за «террористические банды», а за продолжение вековой, исторически правомерной и политически целеустремленный национально-освободительной борьбы за свободу и независимость уничтожены физически чеченцы и ингуши и ликвидированы их республика».(с.64)

«Таким образом, причинами уничтожения горцев являются: 1)перманентная борьба за национальную независимость горцев и фактическое непризнание ими деспотической системы советского колониального режима; 2)желание Москвы обезопасить Кавказ как тыл в будущих столкновениях с Западом от неизбежного внутреннего общекавказского национального фронта против советской метрополии; 3)ясно обозначенный курс Советского правительства взять окончательно в имперские руки ведущую и основную для всего Советского Союза кавказскую нефтяную экономику и 4) не только держать Кавказ как стратегическую базу вне внутренней опасности и уязвимости, но превратить его в надежный плацдарм для будущей экспансии против Турции, Ирана, Пакистана и Индии. Таковы недекларированные, но бесспорные мотивы, которыми руководствуются кремлевские владыки в своей политике истребления кавказских народов. Первой жертвой этой волчьей политики и стал один миллион горцев — чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы».

В период депортации против ингушского и чеченского народов было выдвинуто также обвинение в разжигании вражды между русским народом и народами Кавказа. По существу, это было обвинение в подстрекательстве кавказских народов против российско-советского колониального гнёта. В Постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года об опере «Великая дружба» В.Мурадели, призванном оправдать и обосновать необходимость депортации чеченского и ингушского народов, утверждалось, что «ЦК ВКП(б) считает, что опера «Великая дружба» (музыка В.А.Мурадели, либретто Г.Мдивани), поставленная Большим Театром Союза ССР в дни 30-й годовщины Октябрьской революции, является порочным как в музыкальном, так и в сюжетном отношениях, антихудожественным произведением…. Исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая на изображения борьбы за установление Советской власти и дружбы народов на Северном Кавказе в 1918-1920 гг. Из оперы создается неверное впечатление, будто такие кавказские народы, как грузины и осетины, находились в эту эпоху во вражде с русским народом, что является исторически фальшивым, так как помехой для установление дружбы народов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы».18

Как видно, обвинения нынешних российских колонизаторов в адрес чеченцев в экспорте «терроризма»(то есть национально-освободительной борьбы) в другие регионы Кавказа является простым повторением подобных обвинений советских, да и царских колонизаторов.

Чеченцам и ингушам разрешили взять с собой 16 кг вещей и продуктов на семью. Везли их к местам депортации в тесных, удушливых вагонах и были расселены мелкими группами. Семьи были разъединены, родственники разлучены. Ничего не было подготовлено к их приему. Выселение сопровождалось невероятными жестокостями: больные старики, а также жители высокогорных районов как нетранспортабельные были расстреляны или сожжены заживо. Так в одном только высокогорном селе Хайбаха за ночь было расстреляно и сожжено более 700 стариков, женщин и детей, в том числе и несколько новорожденных. Много чеченцев и ингушей погибло в пути от заразных болезней, разрыва мочевых пузырей. У всех чеченцев были отобраны паспорта. Только 10 марта 1955 года Совет Министров принял решение «О выдаче спец.поселенцам паспортов».

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Великой Отечественной войны», чеченцы за попытку посетить своих близких родственников в соседнем селе или районе получали до 20 лет каторги.

Только 16 июля 1956 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о снятии чеченцев с учета спецпоселений и при этом установил, что снятие с учета спец. поселений не влечет за собой возвращение имущества, конфискованного при выселении.

Таким образом, правительством СССР умышленно были созданы все условия, которые должны были привести к его вымиранию.

Согласно официальным советским данным из выселенных в 1944 году 520301 чеченцев и ингушей к июню 1956 года в живых оставалось 239670 человек,19 то есть за 13 лет депортации погибло 60% чеченского и ингушского народов. Этот процент относится к количеству выселенных из своих домов. Если же учесть тот факт, что за эти тринадцать лет шел процесс естественного прироста, а рождаемость у чеченцев всегда была высокой, то процент погибших в связи с депортацией составляет более 80%. Большинство погибших составляли дети, женщины, старики. Основными причинами смерти являлись голод и инфекционные болезни.

Восстановление Чечено-Ингушской республики не повлекло признания и осуждения преступления геноцида. Было объявлено, что депортация является ошибкой. Возвращающиеся домой депортированные не имели права требовать возвращения их конфискованных домовладений и другого имущества. Вследствие этого, с 60-х годов набирали силу неофициальные и полуофициальные попытки оправдать депортацию чеченского и ингушского народов. К началу 1980-х годов эти попытки стали почти официальной идеологией.

Период с 1957 по 1991 года был периодом иссушающего душу чеченского народа морального, духовного геноцида. Физический геноцид приобрел замаскированные формы: разведение табачных плантаций, на которых трудились только женщины; строительство опасных для жизни и здоровья людей, для окружающей среды и производств, создание политических и экономических условий, вынуждающих чеченцев покидать свою Родину.

К концу 1980-х годов Чечено-Ингушетия занимала 1-е место в СССР по уровню детской смертности, по числу больных онкологическими заболеваниями.

Провозглашение государственного суверенитета и независимости Чеченской Республики в 1991 году происходило в строгом соответствии с нормами международного права. Более того, оно соответствовало статье 70 Конституции СССР, Закону СССР от 26 апреля 1991 года, который уравнял правосубъектность союзных и автономных республик в отношении Союза СССР, ст.4 Декларации о государственном суверенитете России от 12 июня 1991 года, а также заявлению и тогдашнего президента России Б.Ельцина о праве каждого народа на безусловный суверенитет.

С 1991 по 1994 годы Правительство России предпринимало многочисленные попытки (организация экономических, транспортных блокад, мятежей, засылка диверсионных групп, угрозы и шантаж, бомбардировка народнохозяйственных объектов) добиться отказа чеченского народа от своего права на самоопределение. После провала этих попыток в конце ноября 1994 года оно развязало открытую войну против Чечни.

Таким образом, Правительство России грубо попрало основные принципы и нормы международного права, касающиеся права народов на самоопределение. Вот некоторые из них: пункт 2 статья 1 Устава ООН; ст. 1 части 1, статью 2 части 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах; 20 пункта, раздел 8 Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; 21 ст. 19-23 Африканской Хартии прав человека и народов;22 ст. 1-7 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам;23 ст. УШ Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.24

Указанные нарушения международного право квалифицирует как международные преступления, являющиеся преступлениями против человечества.

Продолжение следует……

Примечания:

1. Авторханов А. «Убийство чечено-ингушского народа. Народоубийство в СССР». Москва, 1991, с.3

2. Движение горцев Северо-восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века, сборник документов, Махачкала, 1959, С.58

3. Журнал «Революция и горец», Ростов-на Дону, 1932, № 6-7, С.92-95

4. Кровяков Н.Шамиль, Черкесск, 1990, С.74

5. 10 лет Советской Чечне Ростов на Дону, 1933, с.78

6. Большая Советская Энциклопедия, Москва, 1934, С.531

7. 10 лет социалистической Чечни, Ростов-на Дону, 1935, С.75

8. Журнал «Революция и горец», Ростов-на Дону, 1932, № 6-7, С.95

9. Казбек Г.Н. Военно-статистическое описание Терской области.Ч.1-2, Тифлис, 1888, С.33

10. Терский календарь на 1896 год, Владикавказ, 1895, С.279

11. Терский календарь на 1896 год, Владикавказ, 1895, С.270-274

12. Энциклопедический словарь «Гранат», Т.58, Изд-е 7, Москва, 1940, С.183

13. Ефанов К.И. Классовая борьба в чечено-ингушском ауле в период социалистического строительства. Грозный, 1979, с.11

14. Авторханов А. Указ. Соч. С 47

15. Авторханов А. Указ. Соч. С. 50

16. Центральный Государственный Архив Чечено-Ингушской АССР, Ф.584, оп.1, ед.хр.

17. Бугай Н.Ф. Л.Берия — И. Сталину: «Согласно вашему указанию», Москва, 1995, С.92

18. Журнал «Советская музыка», 1948, 1.С.4

19. См. книгу «И Сталин- Л.Берия: «Их надо депортировать» Документы, факты, комментарии, Москва 1992, С.168-273

20. См. Действующее международное право, Москва, Издательство Московского независимого Института Международного права, Москва, 1996, т.1, С.8., т-2, С.11, 12, 21, 22.

21. Права и свободы народов в современных источниках международного права. Сборник док., Казань, книжный дом, 1995, С.68-69

22. Указ. Соч., С.69-70

23. Указ.Соч., С.96-97

24. Действующее международное право…, т.1, С.77-78.

Сайд-Хасан Абумуслимов, историк, кандидат экономических наук.

Chechenews.com

25.09.10.