Среди многих признаков, которыми демократия отличается от авторитаризма, есть один простой. В демократии демонстрации всегда против. Против политики правящей власти. Демонстраций за политику правящей власти и против протестующих в демократиях просто не бывает.
А вот в авторитаризме демонстрации всегда за.
Это такое универсальное правило. Возьмем, например, Occupy Wall Street. Далеко не все американцы разделяют его цели и идеалы. Иначе президентом США был бы безработный коммунист, убежденный, что проклятые нефтяные корпорации перекрывают кислород патентам на источники воспроизводимой энергии и устраивают войны во всем мире.
Но мы как-то не видим демонстраций против Occupy Wall Street. Толстосумы с этой самой Wall Street не поднимают никого «на борьбу с оранжевой революцией». Зачем? Ну вот протестующие, которые бьют себя в грудь и кричат, что их 99%, придут во время выборов к урнам — и там мы увидим, их 99% или нет.
Или вот протесты в Греции. 5 мая 2011 года, сразу после того, как правительство Георгия Папандреу урезало государственные расходы страны-банкрота, на улицы Афин вышло как минимум 100 тыс. человек. Они штурмовали парламент и сожгли банк: погибли люди, в том числе беременная женщина.
Надо сказать, далеко не все греки одобряют демонстрантов. Абсолютное большинство протестующих — это госслужащие, мелкие и совсем мелкие, заведшие страну в долг, появляющиеся на работе на час в день, вымогающие взятки, выполняющие заведомо бессмысленную работу. В Греции много госслужащих — но их не большинство. Таксисты, хозяева магазинчиков — все они просто ненавидят этих людей, которые из шкурных соображений топят страну вместе с собой. Однако мы не видим демонстраций за политику правящей власти. Зачем? Она же правящая.
Аналогичные демонстрации идут в Испании. Первые из них были приурочены к местным и региональным выборам 22 мая 2011 года, состоялись в 58 городах; всего в акции протеста было вовлечено до 8 млн человек. Идея все та же: мы не представлены во власти, мы обижены на мировой капитализм.
Почему-то нигде в Испании демонстрация за власть и против протестующих, устраивающих оранжевую революцию, не было. Протестуете? Ну ради бога. Вы идите на улицу, а мы идем на выборы.
Четвертый пример: Грузия Саакашвили. Прошлым летом там прошли митинги, организованные Нино Бурджанадзе, и митинги эти примерно того же рода, что сгон анчоуса на Поклонную. Популярность г-жи Бурджанадзе в Грузии укладывалась в статистическую погрешность еще до того, как МВД опубликовало ее разговоры с сыном, из которых вытекало, что Бурджанадзе надеялась на кровопролитие и вмешательство российской армии. Саакашвили в Грузии, наоборот, реально популярен. Так почему же Саакашвили и после этого комичного митинга, и после предшествующих, куда более серьезных, — не согнал в свою поддержку сотни тысяч и миллионы?
Ответ: а зачем? Есть выборы, они настоящие. Голосуйте. В демократии никогда не бывает митингов за правящую власть. Бывают только против.
В 1968 году Париж покрылся баррикадами. Наверное, многие были против бунтов — но никто не выходил митинговать за власть и против оранжевых студентов.
В 1970-х по Лондону и Парижу регулярно маршировали «сторонники разоружения». Наверное, не все европейцы считали, что Европе надо разоружаться перед стоящими на границе танками тоталитарной державы, 90% промышленности которой работало на войну. Но маршей за вооружение, в поддержку текущей политики правительства, не было. Зачем? Вы против нынешней власти, вы и долбитесь.
Другое дело — авторитарные страны. Вот там многотысячные демонстрации всегда за нынешнюю власть и против ее врагов (неверных, жидов, американцев, оранжевой угрозы). Вот там собираются сотни тысяч и миллионы в поддержку Гитлера и Сталина, Туркменбаши и Саддама Хусейна, Муамара Каддафи и Башира Асада.
Еще раз: в демократии на демонстрации выходят только против правящей власти. Это естественное человеческое состояние: ну да, допустим, рассуждает среднестатистический грузин, «оппозиция вывела людей против Саакашвили, загадила проспект Руставели, преграждает мне дорогу в аэропорт и давит колесами людей (это вообще удивительно, что в Грузии оппозиция ведет себя так, как в России — власть), и я не хочу, чтобы российские марионетки на российских штыках пришли к власти, и в Грузии снова стали брать взятки и творить беспредел. Но чего же я на площадь-то пойду, если Саакашвили и так правит?»
Справедливости ради: против у нас тоже митинги были. Как в настоящей демократии. А вот потом народ повалил за. Вагонами и автобусами. Как на поддержку Муамара Каддафи и Саддама Хусейна. И в этом сочетании, по-моему, весь нынешний режим.
http://www.novayagazeta.ru
26.02.12.