«Грозовые ворота» — одна из самых позорных страниц в войне русских оккупантов с чеченцами. Волею режиссеров, снявших художественную ленту об этих событиях, сражение, состоявшееся в первый день весны 2000-го, войдет в историю именно под этим названием. На карте квадрат жестокого побоища отмечен как «Высота 776», местные жители называют ее Соколиной горой (Леча корта).
Она находится совсем рядом с воротами в Аргунское ущелье, где дорога, ведущая от Шатоя на равнину, сворачивает вправо и ведет снова вверх по руслу реки до сел Веденского района Дурц-Хоте, Улус-Керт,Тевзина. И вот здесь над руслом высится лесистая Леча-корта. Артерию эту муджахеды называли «дорогой жизни», потому что это был единственный проход, где в погожую погоду можно было передвигаться на внедорожниках. К моменту начала сражения две русские банды осели на Леча корта и высотке прямо напротив, образовав таким образом «ворота». Перед главными событиями чеченские военачальники приняли два грамотных тактических хода.
К концу зимы 2000-го ситуация на фронте сложилась таким образом, что Шатой остался единственным островком, не занятым врагом.
Плотность боевиков росла с каждым днем. Здесь же были и вышедшие из столицы воинские соединения. Днем и ночью шла бомбежка. Шатой был в огне. Людей в местном кладбище, большей частью, хоронили ночью. Враг использовал ракеты «земля-земля», под конец задействовал тяжелую авиацию, и стал сжимать кольцо наземным наступлением. Нужно было или сидеть под бомбежками, или лечь костьми на позиционных боях и загубить всю армию, или же выйти в тыл и перейти к партизанским действиям.
Решено было выйти из котла. Сначала на юго-восточном направлении,в Нижалоевское ущелье ушли подразделения Бакуева, Арсанова, Супьяна Абдуллаева, из которых одна часть почти без потерь прорвалась в Махкеты Веденского района, вторая поднялась чуть выше, спустилась в ущелье и благополучно дошла доЭшалхатоя. Баудин Бакуев, не захотев отдать врагу Чеберловеский плацдарм, остался в Нижалое.
Самую большую группу повели Хаттаб и Шамиль в сторону Дуба-Юрта, чтобы затем по руслу реки выйти на территорию Веденского района.
И вот к 1 марта эта тысячная группа подошла к месту прорыва. Здесь ставится вторая боевая задача. Из самых опытных воинов образуется штурмовая группа, которая должна была очистить коридор для остальных. Эти мужественные воины и сметут с пути тех, кто осел на высотках. Как потом выяснится, это будет банда из так называемых отборных псковских десантников, окончивших элитные воздушно-десантные училища России. Называться она будет «6-я рота 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й Гвардейской Псковской дивизии ВДВ».И она будет разбита наголову. Около ста отморозков, из которых выживут только 6.
А потом будет «героический» миф о липовых русских героях, о «подвиге», которого не было. Точнее, он был, но только совершили его освободители Чечни. Будут одни хвалебные эпитеты о том, как вызвали огонь на себя, как стойко умирали в рукопашном бою,никто никуда не убежал… А куда было бежать-то, когда кругом были муджахеды!? Но кто-то и сбрасывался с обрыва… Остальные наложили в штаны и остались у ворот Ада. Говорят, что двадцати одного десантника позже наградили званием Героя России и шестидесяти трех — Орденом мужества.
Это были жертвы, брошенные своими же. Это был позор армии ядерной державы, о которой Путин говорил, что она поднялась с колен после первой чеченской кампании. Но сейчас она была снова была поставлена на колени и нужно был смыть, замазать, размазать позор ложью. Что и было сделано.
Самая главная ложь была в том , что 84 десантника остановили прорыв из Аргунского ущелья. Они с минимальными потерями вышли на территорию Веденского района и освободительная армия сохранилась. Не было никаких 700 убитых муджахедов. Потери сторон были примерно равные, но чеченская сторона потеряла своих бойцов больше от минометного обстрела, а не боевого контакта с противником. В результате было много раненых. Проблемы с теми, кто отстреливался наверху, не было никакой.
Горы бумаги исписали, памятники поставили, улицы назвали именами людей, фильм сняли о банде десантников, ставшей жертвой бездарности и трусости собственного командования.
Это был позор и пример того, как не должна воевать армия.
Русские оккупанты пропустили муджахедов не только у Леча-корта, но и у села Хаттуни через несколько дней. Спокойно наблюдали за тем, как армада проходит мимо и ничего не предприняли. Иначе смяли бы и их. Противника хватило на то, чтобы с десяток беспомощных раненых, оставленных в Улус-Керте, расстрелять прямо в больнице. Раненых,ос тавленных в Хаттуни, перевели в Ведено, откуда их хотели забрать в Чернокзово. Но окруженную врагами больницу оцепили мужественные веденские женщины и под разными предлогами стали вытаскивать из помещения раненых муджахедов. Этот подвиг заслуживает отдельного разговора. Но а с местными стукачами, кто нажился на раненых, потом справился амир Умалатов. Каждый получил по заслугам.
Вот как вспоминали то сражение выжившие враги позже.
«Мы пришли на горочку, на место боя. Нас там уже ждали, и потом основное количество боевиком подошло, и не дали нам шанс окопаться», — рассказывает Роман Христолюбов.
«Дали задачу взять высоту, занять оборону. Впереди пошла разведка. Растянулись по высоте. До одной высоты дошли, а там попали в засаду. Завязался бой», — рассказывает Алексей Комаров.
«Почти все офицеры погибли в первые минуты боя. По позициям десантников работали натасканные снайперы.
«Шли (муджахеды), даже не стреляя. В последнюю атаку — в полный рост».
«Ближний бой был. Потом врукопашную пошли», — говорит Алексей.
Что касается помощи противнику его подельниками, то все выглядело трагично. Никто не отозвался своевременно. В результате военачальники от одного из участников тех событий в прямом эфире услышат о себе «Вы козлы, вы нас предали, суки».
Впрочем, можно ли винить тех, кто был беспомощен перед лавиной воинского духа, одной из самых опытных и сильных армий мира. Ни сотни, ни тысячи человек в те часы не смогли бы соревноваться с этой силой, решительно настроенной на самые дерзкие и отчаянные поступки ради освобождения родной земли. О том же свидетельствуют и высокопоставленные военачальники того времени.
По словам Игоря Сергеева, в ту пору министра обороны, на подмогу были направлены дополнительные силы, однако подойти к позициям роты они не смогли. «Кинжальный огонь боевиков не позволил этого сделать».
А командующий ВДВ генерал Георгий Шпак доложил: «Из-за разлившихся рек Шароаргун и Абазулгол и из-за большой плотности огня не смогли пробиться на помощь другие десантные подразделения».
Это было превосходство чеченской освободительной армии во всем и поражение деморализованной банды противника. Отсутствие взаимодействия, страх, малодушие- вот что это было.
Русская военная махина покрыла себя позором и впоследствии приложила все усилия, мобилизовала все идеолого-пропагандистские меры, чтобы исправить ситуацию.
В 2008 именами оккупантов, на совести которых немало чеченской крови, назовут одну из улиц в столице. Правда, мемориальную доску сорвут на вторую же ночь.
Таким был этот поход мужественных воинов и главное слово о нем еще впереди, особо о тех, кто первым пошел на врага, открывая путь другим.
А вот врагам нашим не сегодня до своих бедолаг. В том числе и главному виновнику гибели десантников Путину. Россия забеременела от «арабской весны» и критический этап может затянуться надолго.
Сегодня исполняется ровно 12 лет этому подвигу освободительной армии Чечни, изменившему ходвойны. Мы с благодарностью вспоминаем всех участников этого славного похода, живых и погибших. Вечная им слава и благодарность в потомках.
Дала г1азотехь бойла уьш, гергарниш шапа1атан декъахь бойла.
Дата Туташхиа.
ИА DAYMOHK.
02.03.12.