На ставшем уже историческим митинге в поддержку национального лидера на Поклонной горе телеведущий Михаил Леонтьев, придушив обеими руками микрофон, который перед следующим выступлением пришлось сменить, надсадно кричал: «Они ведь не только Путина собираются снести, они всю Россию намерены снести!».
Хочется сразу успокоить и любезного г-на Леонтьева, и остальную, взволнованную столь смелыми утверждениями общественность. Насколько я могу судить, никаких планов по «снесению» России оппозиция не вынашивает. Да и сами подумайте, куда ее нашу родную горемычную Россию снесешь-то? В ломбард, что ли? Или, может, сдадим в лизинг Госдепу? Ага… Ждали вас там с этим подарочком… Словом, привычный похмельный бред. Это – относительно России. Что же касается Путина, то тут с Леонтьевым трудно не согласиться – конечно, надо сносить. Причем, совершенно не важно, куда. Главное – побыстрее!
Мне представляется, что к очередному протестному мероприятию – митингу на Новом Арбате 10 марта – наша оппозиция, хоть та, что вещает с трибуны, хоть та, что пока еще более или менее благосклонно ей внимает, вышла на определенный рубеж. Можно даже сказать – дошла до так называемой «точки невозврата».
Хотим мы этого или не хотим, но Путин Владимир Владимирович в ближайшее время собирается обосноваться в Кремле на неопределенный срок. Учитывая неплохое медицинское обслуживание, отсутствие у фигуранта вредных привычек, пристрастие к физическим упражнениям на свежем воздухе, можно смело предположить, что далеко не все нынешние сорокалетние доживут до конца путинской эпохи. Но огромная часть российского общества с такой перспективой согласиться не готова. И тут самое время вспомнить про самоотверженную работу «Лиги избирателей» и всех остальных неутомимых наблюдателей, которые не покладая рук трудились все последнее время и положили к нашим ногам весьма убедительные доказательства. Доказательства того, что 4-го марта 2012 года Владимир Путин не стал президентом Российской Федерации. Теперь ключевой вопрос – что нам делать с этим знанием-пониманием? Вот, собственно, и развилка.
На данный момент есть два пути, по которым может пойти протестное движение. Но выбор сегодня зависит не от приверженности определенным политическим взглядам или принадлежности к той или иной общественной организации. Просто каждый сам должен ответить на важный вопрос: я дальше стану бороться с нелегитимной путинской властью, внутренне приняв результат президентских выборов (разумеется, не озвучивая крамольных мыслей, что стало бы политическим самоубийством) или любое дальнейшее, даже не сотрудничество, но просто функционирование внутри путинской политической системы для меня невозможно по целому ряду морально-нравственных причин. Другими словами – столь чудесным образом возросшая активность москвичей открывает перед несистемными демократическими политиками нежданные перспективы возможно успешного и даже продуктивного функционирования внутри путинского политического пространства.
Итак, мы продолжаем говорить о нелегитимности выборов (хоть думских, хоть президентских), но при этом разворачиваемся во всю ширь с новым строительством какой-нибудь очередной демократической и на этот раз уже совершенно объединенной (например, прохоровскими деньгами) партией. В которую войдут уже все демократические политики – действующие и отставные, системные и несистемные, живые и мертвые… Словом, все. И это будет такая партия, которая сможет занять важное место в политической системе путинской России. Потому что у нее на руках будет весомый козырь, с которым не стыдно садиться за стол переговоров с Кремлем – протестная активность Москвы, возможность вывести на улицы города многотысячную манифестацию. Это, я вам скажу, важный и ликвидный актив. Имея его на руках, можно, наверное, много чего хорошего выторговать… Например, определенную либерализацию политической системы, кое-какие изменения в избирательном законодательстве, гарантии прохождения в следующий состав Думы… (причем, с очень приличным результатом), определенные послабления в сфере информационной политики, какой-нибудь еженедельный «недумский час» на РТР и гарантированное место за стойкой в программе у Гордона… И даже, наверное, освобождение некоторых политзаключенных. Не всех, конечно, но некоторых. Но только партия должна будет принять известные правила игры, перечислять которые лишний раз нет нужды – мы и так их все прекрасно знаем. Главное – с Путиным не воевать. В смысле – всерьез. А по-зюгановски да по-жириковски – это сколько угодно. Это даже приветствуется… Ну и в 2018 особенно не выпендриваться. То есть кандидата, конечно, выставить, но потом «слиться», поздравить «победителя» и поблагодарить за предложение высокого, например, премьерского поста.
Я столь подробно описал этот сценарий вовсе не для того, чтобы заранее кого-то осудить. Вовсе нет. Я вполне могу допустить, что очень многие люди сочтут его оптимальным. Беда только в том, что он не решает наших с вами проблем. По одной простой причине. Я твердо уверен, что никакой реальный, а не бутафорский и витринный прогресс невозможен в рамках существующей политической системы. Для того чтобы инициировать позитивные изменения в нашей жизни, нам все-таки придется сначала разрушить, а после возвести заново почти все российские институты государственной власти. И в рамках этой стратегии, этих политических перспектив Путину, разумеется, места нет. Ну то есть оно точно не в Кремле. Мне думается, что среди выступавших на протестных митингах немало политиков, которые разделяют такой подход и готовы предложить свою программу протестных действий и собственную повестку дня, которая учитывает наши новые обстоятельства – готовность многих тысяч москвичей отстаивать свои убеждения.
Я никогда не примкну ни к одной политической организации, которая станет в дальнейшем функционировать в рамках той политической системы, которая, с моей точки зрения, должна быть демонтирована до основания. И даже не по этическим соображениям, в первую очередь. А по чисто практическим – это неминуемо в конце концов выродится в новый тираж СПС. А закончится очередным позорным провалом.
С другой стороны, я жду от лидеров оппозиции внятного плана. И прямого ответа на простой вопрос – как мы будем выстраивать нашу политическую работу, направленную на пресечение преступного замысла по узурпации власти в Российской Федерации? Мы когда этот замысел начнем пресекать – этой весной, будущей осенью? Мы будем вставать «намертво», разбивать палатки в Александровском саду, окружать Кремль? Отлично, я согласен. И на то, и на это, и на вот это… Только давайте уже начинать обсуждать наши совместные планы.
Вот, про что я хочу говорить 10 марта на Новом Арбате. И хочу понять, сколько у меня единомышленников, тех, кто разделяет мои взгляды на наше общее будущее. А про «нечестные выборы», если честно, мне больше не хочется говорить. Как, думаю, и остальным ста тысячам москвичей, которые точно не глупей меня. Потому что мы уже все про них поняли. И про их цифры. И мы уже разозлись, и не готовы это так оставлять. Мы теперь хотим восстановить справедливость и попранную Конституцию. То есть, как правильно сказал Леонтьев, хотим «снести» Путина. И перед нами один только вопрос – что для этого надо сделать?!