Российский миллиардер, самый богатый на планете грузин и все еще гражданин Франции Бидзина (Борис) Иванишвили продолжает делать погоду на политическом небосклоне Грузии. Станет ли он для нынешних властей грозой с ливневым дождем, или это всего лишь переменная облачность — сделать сегодня такой прогноз так же трудно, как предсказать погоду на полгода вперед.
Официальное создание партии Иванишвили «Грузинская мечта», намеченное на конец марта, уже перенесли на апрель: сам миллиардер пока не получил грузинского гражданства, а окружение никак не может решить, кто же еще может возглавить партию — супруга Иванишвили Екатерина Хведелидзе или старший сын, 21-летний Ута Иванишвили? Есть проблемы и в самом окружении, и с разделением ролей в недавно созданной политической коалиции из Республиканской партии и «Свободных демократов».
Тем не менее — Иванишвили последовательно, пункт за пунктом, как в бизнес-плане, продолжает объединение оппозиции. В регионах и районах Грузии открылось уже 15 представительств коалиции, которые сразу после официального оформления партии станут офисами «Грузинской мечты».
Власти тоже не сидят сложа руки. Давно прошел первый шок от того, что оппозицию возглавил человек, чей личный капитал практически равен государственному бюджету Грузии. Также стало понятно, что стратегия миллиардера — «скупить» неликвидные активы в виде оппозиционных партий с низким рейтингом — не такая уж невинная затея. При неограниченной финансовой поддержке даже такую аморфную оппозицию, как в Грузии, теоретически можно превратить в единый фронт. Но правящая команда дала понять, что не собирается обеспечивать «чистоту» этого эксперимента.
Президент Грузии не стал ждать, пока оппозиция наберет обороты. Спустя месяц после появления Иванишвили на политической арене Саакашвили заявил, что конкуренция — это даже хорошо, и… стал проводить предвыборную кампанию. Активность и сумасшедший темп этой кампании (президент практически каждый день в новостях, и каждый раз — с социальной темой) поначалу даже заставили наблюдателей теряться в догадках: может быть, правящая команда решила отнять у оппозиции время — и под удобным предлогом перенесет выборы на более ранний срок? Недавно президент, как бы оправдываясь за свою активность, сказал, что это именно оппозиция заставляет власти включиться в предвыборную борьбу. Мол, это «их» интересует, кто займет какое кресло, нас же интересует развитие страны. В итоге большинство государственных программ осуществляется удвоенными темпами, то есть власти явно дали понять, что воспринимают Иванишвили как серьезного противника.
Кроме того, правящая команда настроена «играть по правилам»: в ответ на слухи о переносе выборов было сделано недвусмысленное заявление о том, что выборы переносить не будут — они, как и положено, состоятся в октябре 2012 года.
Саакашвили — опытный и жесткий политик. Он сразу перешел к самым слабым точкам противника. Например, Иванишвили, у которого, безусловно, есть 5 миллиардов личных причин не ссориться с Москвой, обвиняет нынешние власти Грузии в как минимум «недипломатичной» политике в отношениях с Кремлем. Сам миллиардер никогда не делает жестких заявлений по поводу действий России в Грузии. Многим в Грузии такой подход нравится. Действительно, ну зачем ссориться с таким большим соседом, от этого ведь — сплошные неприятности? Однако Саакашвили не оставил своим оппонентам шанса спрятаться за дипломатичностью. «Грузия не откажется от суверенитета ради укрепления связей с Россией», — заявил на днях президент и призвал лидеров оппозиции четко разъяснить свое мнение относительно России. В общем, с кем вы, господа оппозиционеры: вы за суверенитет или вам важнее российский рынок для сбыта грузинского вина?
Критикуя идеологию, власти не забыли и о финансах. Контрольная палата жестко, практически на грани фола заинтересовалась происхождением «золотого дождя», полившегося на оппозиционеров из фондов Иванишвили. Миллиардера несколько раз штрафовали, но больше всего нареканий вызвала придирчивая проверка финансирования региональных отделений будущей партии. Оппозиция опротестовала массовые вызовы граждан «для объяснения» в прокуратуру. Это возмущение поддержали несколько местных и международных НПО и оппозиционные СМИ. В минувший понедельник представители НПО провели встречу в парламенте и добились от депутатов обещания изменить ряд спорных пунктов в законе. Похоже, власти поняли, что перегнули палку. В итоге «драконовские» меры, утвержденные в декабре явно для нейтрализации политика-миллиардера, должны отменить уже спустя три месяца.
Этот прецедент говорит о том, что предстоящие выборы будут своеобразным экзаменом на демократию, причем экзаменом трудным, без поблажек. Не последним фактором здесь будет оценка Запада. Поэтому Иванишвили периодически информирует дипломатический корпус о перипетиях своей политической карьеры.
Один из участников коалиции Иванишвили — лидер Республиканской партии Грузии Давид Усупашвили — использовал для давления на власть встречу с министром иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. Усупашвили призвал Германию активно подключиться к политическим процессам в Грузии, а конкретно — направить в Тбилиси долгосрочную миссию наблюдателей под эгидой ОБСЕ. «Для этого нужно, чтобы власти Грузии отправили официальное требование, и если власти не сделают этого, мы получим ответ на вопрос, действительно ли власти нужны демократические выборы», — таковы аргументы Усупашвили.
Но больше всех шуму наделал еще один бывший член политической команды действующего президента, а ныне — член коалиции Иванишвили, лидер партии «Свободные демократы» Ираклий Аласания. На последней встрече с дипломатами он сделал скандальное заявление, представив некие «секретные материалы», согласно которым власти создают в Западной Грузии «вооруженные формирования», и выразил опасение, что во время выборов они могут быть использованы «для давления на политических оппонентов». Аласания отказался опубликовать материалы для широкой общественности, однако представил их в Совет национальной безопасности.
Ответ последовал незамедлительно — заместитель главы Совбеза Бату Кутелия после изучения представленных данных назвал заявления Аласания «возмутительными и безответственными», объяснив, что указанные лица являются действующими или бывшими сотрудниками силовых структур. «Время неформальных вооруженных формирований ушло в прошлое, и оно никогда не вернется. В Грузии существуют полиция, вооруженные силы и резерв, которые выполняют свои задачи. Было бы лучше, если бы Аласания сделал заявление после того, как узнал позицию Совбеза», — заявил Кутелия в телевизионном интервью.
Все вышеперечисленные события — это хроника только одной недели. При наблюдении за таким активным политическим процессом иногда просто не верится, что на дворе еще только весна, да еще и самое начало. Выборы — в октябре. А значит, в ближайшие полгода политикам в Грузии предстоит выдержать не просто предвыборную гонку, а целую марафонскую дистанцию, причем в спринтерском темпе.
22/03/2012
PublicPost
Ия Баратели