Завершающий свой срок на высшем посту российский президент Дмитрий Медведев за три дня до встречи с президентом Обамой, которая должна пройти в Южной Корее в рамках саммита по ядерной безопасности, в эту пятницу снова повторил свои возражения по системе противоракетной обороны, запускаемой НАТО. По его словам, эта программа нарушит ядерный паритет. Медведев потребовал письменных доказательств того, что эта система не будет нацелена на Россию.
Дмитрий Рогозин, придерживающийся жесткой линии вице-премьер, ответственный за российский ВПК, настойчиво подтвердил доводы Медведева, высказанные на международной конференции по безопасности. По словам Рогозина, система ПРО, разработанная НАТО, будет нацелена на Россию и российские ракеты, таким образом представляя угрозу российскому государству.
По его словам, система сделает возможной атаку в стиле «блицкриг», нацеленную на «разоружение противника».
Ранее в этом месяце кремлевские советники предсказывали, что после выборов наступит оттепель в отношениях с Соединеными Штатами, но, по итогам встречи, состоявшейся в пятницу, стало очевидно, что если оттепель и наступит, то явно не благодаря тому, как развивается ситуация с системой ПРО. Медведев планирует поднять этот вопрос на встрече с Обамой, которая пройдет в следующий понедельник, сообщают российские новостные агентства.
Медведев также сделал несколько выпадов в сторону Запада по сирийскому вопросу, хотя на этой неделе Россия согласилась поддержать резолюцию ООН по ситуации в этом регионе. Касательно угроз в адрес Ирана и Сирии, он заявил, что «здесь просматривается ущербная логика и психология войны».
Медведев подверг критике «активную кампанию в прессе» против сирийского лидера Башара аль-Асада и отметил, что кризисом в регионе следует позволить заниматься специалистам, а не журналистам.
«Я убежден, что любые инициативы и действия, даже в том числе поддерживаемые большинством, не могут попирать международное право и демократический порядок принятия решения».
Западные участники встречи, прошедшей в пятницу, не одобрили жесткую российскую позицию по вопросу ПРО.
«Не испытываю энтузиазма по поводу программы американцев, — таков был комментарий Франсуа Хайсбурга (Francois Heisbourg), председателя Международного института стратегических исследований в Лондоне. – Но вы позволяете этой программе перекраивать свои отношения с США почти во всех аспектах. Вы говорите так, словно на кону — надежность вашего сдерживающего потенциала».
Указывая на кресло, только что освобожденное Рогозиным, он озвучил предположение, что политика России настолько же руководствуется интересами военной промышленности, насколько и политика США. «Вы действительно хотите, чтобы у руля стояли производители ракет и боеголовок?» – спросил он.
По словам Хайсбурга, логика хромает у обеих сторон. Он отметил, что противоракетная система Соединенных Штатов якобы направлена против Ирана, но при этом официальные представители США с увереннностью говорят о том, что Ирану не позволят получить в свое распоряжение ядерное оружие, которое сделает его снаряды опасными .
«Мы видим, что в заложниках у иранской проблемы находится принципиальная для российско-американских отношений сфера», — отмечает Ричард Берт (Richard Burt), бывший руководитель команды дипломатов, которая вела переговоры об ограничении стратегических вооружений. «И я спрашиваю себя: а это вообще имеет смысл?»
«Очень, очень печально, что озабоченность России американской системой ПРО так разрушительно сказалась на российско-американских отношениях», — комментирует Уильям Перри(William Perry), занимавший в 1994-1997 годах пост министра обороны США.
Владимир Путин, следующий президент России, которому предстоит принять присягу 7 мая, через 11 дней после инаугурации полетит в Соединенные Штаты на экономический саммит в Кэмп-Дэвиде, но в саммите стран-членов НАТО в Чикаго, который пройдет сразу после этого, участия не примет. Источник в Кремле в пятницу сообщил Интерфаксу, что в этом году саммита Россия-НАТО не будет.
(«The Washington Post«, США)
24.03.12.