Главная » Все Новости » Кавказ » Политика Армянской Церкви на Северном Кавказе, Кавказе и Закавказье

Политика Армянской Церкви на Северном Кавказе, Кавказе и Закавказье

Свято – Первопрестольный Эчмиадзин

Для начала давайте посмотрим, что представляет собой  Армянская церковь сегодня.

Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) — одна из древних Церквей мира, к которой принадлежит большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также армянские диаспоры во многих странах мира. Епархии и приходы Армянской Церкви объединяют, по разным оценкам, до 7 млн. верующих на пяти континентам мира.

Высший орган Армянской Церкви, Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц, избирает духовного Предстоятеля ААЦ – Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Верховный Духовный Совет при Католикосе состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян. Духовный центр ААЦ — Первопрестольный Святой Эчмиадзин.

Армянская Церковь объединяет два административно независимых Католикосата — Эчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, которые не имеют своих кафедр и находятся в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления. Богослужение ведется на древнеармянском языке (грабаре) Большинство епархий Армянской Церкви по всему миру находятся под юрисдикцией Эчмиадзинского Католикосата, в том числе епархии в России и СНГ за исключением Азербайджана, епархии, которой в настоящее время не замещается в силу нерешенности конфликтной ситуации и консервации территориальных споров, связанных с Нагорно-Карабахской республикой.

Армянство в России

В России наиболее крупные армянские общины проживают на Северном Кавказе, в Москве и Московской области, Петербурге, Поволжье, Дальнем Востоке.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, всего армян в России 1182388 чел., из них, городское население 816375, сельское 366013.  Самые крупные общины географически располагаются  следующим образом:

Краснодарский край         281680

Ставропольский край       161324

Москва                                 106466

Московская область          63306

Ростовская область           110727

Волгоградская область     27846

Саратовская область         23841

Самарская область             22981

Санкт-Петербург               19971

Республика Северная Осетия – Алания      16235

Республика Адыгея                                         15561

Кабардино-Балкарская Республика            5002

Карачаево-Черкесская Республика             2737

Республика Дагестан                                      4997

Нижегородская область                                  13294

Тюменская область                                          15542

Красноярский край                                          10677

Значительная доля армян живущих в нашей стране сосредоточена по южным границам России. Их количество возросло за счет иммиграции после разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года, что сильно изменила этносоциальный состав диаспоры. Другими причинами исхода армян из своей республики стали транспортная блокада Армении Азербайджаном и Турцией, неблагоприятные социальные условия, преступность, безработица.

Основная часть армянских эмигрантов осели в Краснодаре, Ставрополе, Ростове, Москве, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Много армян эмигрировали в Россию из Азербайджана и Абхазии спасаясь от этнических чисток во время локальных войн. Происходило формирование новой армянской диаспоры России. Принято считать, что процессы становления армянской диаспоры в России как отдельного гражданского института еще не пройдены, поскольку отсутствует единый в масштабе страны Центр по координации армянских объединений. Частично эту роль взяла на себя Армянская Церковь, имеющая огромное влияние на диаспоры. Оценкой церковной деятельности является вклад в развитие диаспоры – финансирование, создание школ, национальных библиотек, поддержка общественных, религиозных и диаспоральных организаций. Несмотря на неоднородность и разрозненность существующие в России объединения армян, являются инструментом развития российско-армянских отношений,  декларирующие в качестве основных задач решение карабахской проблемы и противодействия идеологии пантюркизма.

Северокавказская церковная политика Армении

(Армянская национальная идея)

Северный Кавказ это ближайший к Армении регион, где происходят международные  экономические, коммуникационные и геополитические процессы. От самого южного форпоста России города Дербента до украинской границы в Ростовской области проживает более 1 млн. армян и это требует проведения Россией особой политики.

По мнению некоторых экспертов, Россия, исторически делавшая ставку на казачество в Северокавказском регионе, видя конечную непродуктивность этого, постепенно вводит в политический ареал армянское сообщество как важный фактор  укрепления позиций России на Северном Кавказе. Это особенно актуально, так как многие мировые страны заинтересованы в неподчинении Северного Кавказа России. Сегодня этноконфессиональные проблемы, так или иначе, существуют во всем регионе. Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Дагестане, Осетии и Абхазии. Это взаимовыгодный проект, так как дружба с Россией дает определенные гарантии безопасности. Но в то же время это не дает желаемого для России эффекта гиперинтеграции, то есть существование армянских анклавов, в местах  их проживания продолжается.

Политика России на Северном Кавказе очень длительное время была направлена на сдерживание межнациональных и межконфессиональных факторов нестабильности, так как не была в состоянии проводить более активную политику. Сейчас Россия более активно реагирует на современные вызовы региона. Главный вопрос, который возникает у специалистов – должна ли Армения стать союзником России на Северном Кавказе и нуждается ли вообще Россия в таком союзничестве. Армянская Церковь, занимаясь решением современных угроз армян – ассимиляции, утраты языка, культуры и самобытности, волей неволей оказывается в зоне проведения определенной политики в отношении народов Северного Кавказа. Разумеется, при этом идет продвижение доктрины Армянской Апостольской Церкви, которая становится на пути Русской Православной Церкви, отсюда возникают внутри христианские трения, которые подкрепляются разногласиями в историко-теологической догматике церквей.

Между Православием и Армянским христианством

Основное различие состоит в том, что с точки зрения Армянской Церкви в Господе Иисусе Христе одна природа, а не две, как учит Православная Церковь, которая исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую, а Армянская – во Христе признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. Канонические различия между Православной и Армянской церквами в том, что Армянская не признают Вселенские Соборы, принявшие вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одну ипостась и в одно лицо.

Совершение таинств у армяно-григориан отличается особенностями: крещение младенцев совершается троекратными окроплением и погружением в воду; миропомазание соединено с крещением; хлеб при причащении употребляется не заквашенный, а вино не разбавленное; Причащение совершается только по воскресеньям и по особым обстоятельствам сразу вслед за крещением и миропомазанием путем дотрагивания элементами причастия уст младенцев;  соборование совершается только в отношении духовенства, не при жизни, а после смерти.

В армяно-григорианских церквях богослужения часто совершается ночью. Армения стала первой страной мира, где христианство было объявлено государственной религией. Независимая армяно-григорианская церковь, отвергшая постановления Халкидонского вселенского собора, существует с 506 года.

Армянская диаспора в Дагестане, Апостольская (Албанская) церковь

Модель поведения этнических армян в республиках Северного Кавказа, да и всей России одинаков, что позволяет нам  на примере одной отдельной взятой республики, в частности Дагестана, рассмотреть всю динамику армянства.

Численность армяно-григориан в мире составляет около 5 млн. человек, из них более 700 тыс. человек — в России, в Дагестане — около 4997 человек.

Здесь большой процент армянского населения интеллигенция: врачи, учителя, инженеры, деятели искусства, государственные служащие, строители, работники сферы обслуживания. Для армян Дагестана характерно двуязычие, что обусловлено необходимостью полиэтничной среды. Поэтому, большинство молодежи практически не владеет армянским языком, а в качестве родного языка 0,5 % армян назвали языки народов Дагестана.

Дагестанские армяне, как и армяне Осетии, Адыгеи, Краснодарского края и др. разделяется по религиозной принадлежности – григориане, православные, католики. Местные и приехавшие из других регионов армяне православные и католики, а  выходцы из Армении григориане. Из-за отсутствия армяно-григорианской церкви, многие армяне также относят себя к православию или католичеству, так как крещены в православной или католической.

На Северном Кавказе действуют ряд факторов придающих межэтнической напряженности в регионе особую специфику и большую остроту, в отличие от остальной России. Наибольшее напряжение в сфере межнациональных отношений здесь вызывают территориальные и храмовые споры. Примером такого конфликта можно назвать история строительства мечети на территории армянского села Карабаглы в Кизлярском районе Дагестана. В 2008 году переселенцы со Ставрополья хотели построить мечеть у дороги, на землях армянского села. Местное население воспротивилось строительству мечети, объяснив это тем, что у них самих даже своего храма нет, и если бы не участие госорганов (Комитета Правительства РД по делам религий), авторитетных общественных и религиозных деятелей, печальный исход недовольства сторон в Карабаглы был бы неизбежен.

Но это не единственная конфликтная ситуация в Дагестане. Директор НИИ Албанистики Фейзудин Нагиев ставит вопрос иначе. Обеспечиваются ли в Дагестане условия для функционирования обармяненных, исторически албанских церквей?  Армения, армянская церковь, никогда не представляла угрозу для региона. Однако, вследствие политических инсинуаций ААЦ удалось заполучить несколько Албанских церквей, которые ими были объявлены армянскими. Несмотря на этот общеизвестный факт, Россия в лице Дагестана обеспечивает функционирование этих церквей. Речь, прежде всего, идет о древнеалбанских церквях в городе Дербенте и с. Нюгди Дербентского района – считает албанист. Кроме того, прерогативой политики Дагестана является создание условий, обеспечивающих достойную религиозную свободу всех граждан своей республики, в том числе и армянской национальности.

Древнеармянская Апостольская (Албанская) Церковь в г.Дербент, Южный Дагестан

Сложилось мнение, что Армянская Церковь не преследует сугубо религиозные мотивы в их сути, они на протяжении веков превратились в общенациональную армянскую идеологию, то есть превратилось в институт, где формируется армянская геополитика. Руководство армянским народом выполняла Армянская Церковь до 1918 года, когда новая Армения возникла на исторических азербайджанских и грузинских землях и в другой географии. В период коллективизации ААЦ свелась к минимуму, а оставшиеся в Армении грузинские церкви под видом реставрации переделывались под армянские, а азербайджанские мечети разрушались.

Политизация Армянской Церкви

В политической жизни современного армянского общества Армянская церковная идеология играет значительную роль. ААЦ создает представление у мирового сообщества, что она проводит автономную политику, направленную на объединение армянских церквей по всему миру, а возврат под юрисдикцию Эчмиадзинского Католикосата ААЦ всех армянских церквей и их имущества является приоритетной.

Многие эксперты считают, что армянская церковь политическая, а не религиозная  организация со своей  политической деятельностью. В этом смысле, резонанс вызвали документы, которые недавно рассекретил Wikileaks, о встрече католикоса всех армян Гарегина II и посла США в Армении, на которой духовный наставник Армении жалуется на Грузинскую Православную Церковь, препятствующей решению религиозных проблем армян в Грузии.  Профессор Сухумского университета Гурам Мархулия в интервью Day.Az довольно жестко раскритиковал католикоса и ААЦ, подчеркнув, – «исходя из этого аспекта армянских действий, Грузинская Православная Церковь, безусловно, не может предоставить Армянской еретической церкви исторически Грузинские Православные Церкви».

Армянская Церковь – юридическое лицо, отдельное от государства. После провозглашения Армении независимым государством, ААЦ, пользуясь радикальным изменением международной политической системы, могла бы обратиться к новейшим международно-правовым механизмам и на их основе разработать специальную программу самостоятельных действий по преодолению раскола в армянской церковной сфере. Кроме того ААЦ не смогло выработать адекватную политику по отношению к турецко-армянскому конфликту и вопросу преодоления последствий, так и не признанного Турцией геноцида армян. Именно из-за отсутствия позиции по турецко-армянскому конфликту и четко выработанных требований к Турции и международному сообществу, ААЦ  критикуется  антиармянской  и даже армянской информационной средой.

Надо отметить, что при поддержке армянского государства и диаспоральных структур, ААЦ  провела определенную линию церковного поведения. При этом обязательным является требование согласовывать с ААЦ работы по сохранению и реставрации памятников армянского церковного зодчества на территории других государств, прежде всего России, Турции, Азербайджана и Грузии, если таковые будут вестись на территориях указанных государств, а также предоставить ААЦ право проводить подобные реставрационные работы на собственные средства.

С точки зрения армянских интересов как национально-религиозная организация армянского народа, Эчмиадзинский Католикосат ААЦ борется за восстановление ущемленных религиозно-церковных прав армянства и за спасение остатков армянского церковно-исторического достояния в Турции, Азербайджане и Грузии, независимо от политики руководства Армении в отношении указанных стран.

Чтобы составить приблизительное представление о громадном объеме армянского церковного вопроса, остановимся на некоторых особо важных с точки зрения современных геополитических интересов России и стран Закавказья моментах.

 

Армянская Церковь против Турции, Азербайджана и Грузии

 

ААЦ является самым крупным армянским землевладельцем и собственником на территории современной Турции, Грузии и Азербайджана. В годы конфликтов армянское духовенство понесло невосполнимые потери – были убиты тысячи священнослужителей – носителей культуры, традиций и обычаев армянского народа, а сотни армянских церквей и монастырей в Турции были разрушены или преобразованы в мечети. Та же участь постигла армянские церкви и в Азербайджане. Это же касается и культурно-исторических реликвий, недвижимости и  имущества Армянской Апостольской Церкви, а также Армянской Католической Церкви и Армянской Евангелистской Церкви. Практика стирания истинных исторических следов церквей и мечетей  в разные годы практиковалась всеми упомянутыми странами, в том числе и самой Арменией, особенно в части албанского церковного наследия.

 

В очень жестких отношениях находятся современная Грегорианская Армянская Церковь и Грузинская Православная Церковь, поскольку оба ведут борьбу в основном под этническими знаменами. Традиционно армянская церковь выполняла государственные этнические функции, то есть она могла покупать земли и передавать ее своим армянам, как, например, они покупали земли у старообрядцев. Поэтому же пути пошла и Грузинская Церковь. При правлении Звиада Гамсахурдии, чтобы их не обвинили в националистической политике, Грузинская  Православная Церковь на деньги государства, которые ей неформально выдавали, скупала земли и передавала этническим грузинам. И с этих самых пор они находятся в очень жестких отношениях, практически не контактируют.

С точки зрения армянства Грузинская Церковь объявила грузинскими десятки армянских церквей и монастырей, отказавшись не только вернуть их законному владельцу – ААЦ, но и вообще признать юридический статус ее Грузинской епархии. Всего на территории Грузии, Абхазии и Южной Осетии было несколько сот армянских храмов и монастырей. Сегодня в Грузии действуют всего две армянские церкви, а пять армянских церквей грузинская сторона называет спорными.

 

Положение Армянской Апостольской Церкви на Кавказе

 

Грузия и Азербайджан с самого начала конфликтов на Северном Кавказе пытались максимально использовать эти процессы в свою пользу. В этом плане Армения осталась в стороне, всилу своего географического расположения. Проблемы Армянской Церкви с Азербайджаном в основном по поводу земель и исторических памятников. Азербайджанцы считают, что все восточные памятники культуры – это албанские, включая и те, что находятся на территории Армении. Они были в какие-то исторические моменты оккупированы под властью, так называемой великой Армении, но этнические армяне там не жили, это были албанские территории. Проблемы возникают и на тех территориях, где компактно проживают армяне. Так в Абхазии проживают около 18 % процентов этнических армян. Споры, возникающие относительно церковных и земельно-имущественных отношений постепенно перекидываются в соседний Сочинский район Краснодарского края и далее распространяются по всему региону Северного Кавказа.

 

Армения, Иран и дашнаки

 

На фоне всего этого идет Армяно-Иранское сближение, прежде всего  на почве дашнаков? Но специалисты уверены в том, что это чистая геополитика, направленная против усиления растущего влияния Турции. Сам Иран при этом настроен не столько против Турции, сколько против Азербайджана. Во-первых, из-за израильско-американско-азербайджанского сотрудничества. Во-вторых, сепаратистские настроения приграничных зон. При этом, и Азербайджан традиционно настроен против Ирана. Это исторический конфликт.

 

С самого начала образования Азербайджана в 20-м году проблем армян с Ираном не было, у них хорошие отношения с Арменией. В Иране действует, не такое сильное, как в Америке, армянское лобби представленное дашнаками. В Соединенных Штатах она наиболее сильная, сейчас она около двух лет как переведена в Ереван. Есть ирано-ливанское крыло дашнаков, которое находится в оппозиции к ереванским властям, но имеют тесные взаимоотношения с Армянской Церковью. Нет согласия и среди самих дашнаков. Например, западные дашнаки выступают на стороне  США и не обозначают свою четкую позицию по защите Ирана, поскольку уверены, что иранские армяне выступят против. В условиях  конфронтации с соседями и другими возникающими вызовами Армения и Армянская Церковь используют те методы, которые ей доступны.Влияние Армянской Церкви на общины в других странах сильное, если там находятся грегориане, если не грегориане, то возникает фактор этнического родства и взаимодействие идет на основе превосходства национальной идентичности армян.

 

Присутствие дашнаков заметно и в самом официальном Ереване. Дашнаки имеют два министерских портфеля. Например, Министерство труда и туризма. В Карабахе они также представлены в парламенте, а  в армянском парламенте, дашнаки занимают девять процентов. Дашнаки жестко выступают против возвращения земель, даже не входящих в Нагорный Карабах за исключением двух районов —  Лачинский и Кельбаджарский, а  заодно и других оккупированных Азербайджанских территорий Кубатлинский, часть Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов. Не дают возможности  соединиться Карабаху с Арменией, а Азербайджану с Нахичеванью, понимая, что через Азербайджан проходит дорога в  Иран.

 

Современные проблемы армянской церкви

 

Большинство экспертов сходятся на том, что ААЦ необходимо поставить вопрос о создании единой платформы армянских церквей – грегорианской, католической и протестантской, поскольку  исторически есть этническое родство, а упор нужно сделать на религию, потому что конфессиональная идентичность у армян выше, чем этническая.

Руслан Гереев “Кавказская политика”

 

http://gereev.blogspot.com/2012/03/blog-post_29.html

 

http://kavkaz.ge


30.03.12.