Шаги Кремля во внешней и внутренней политике следует рассматривать с точки зрения криминологии — науки о преступном поведении, полагает Стефано Маньи, автор статьи в Opinione.
Автор приводит примеры, «характерные для России Путина». Итальянский дипломат Джорджио Маттиоли, руководитель итальянского института культуры в Санкт-Петербурге, был избит и ограблен, когда возвращался домой. Эпизод не выглядит политическим — скорее всего, он вписывается в разряд мелкой преступности. Но вот вчера в Москве была избита и ограблена журналистка «Новой газеты» Елена Милашина. Она была коллегой и подругой известной журналистки Анны Политковской, убитой по политическим мотивам после расследований преступлений российской стороны в Чечне, говорится в статье. Милашина также была коллегой и подругой Натальи Эстемировой — активной правозащитницы, убитой в Чечне также по политическим мотивам. «Не исключено, что избиение Елены Милашиной — дело рук мелких правонарушителей, а не следствие политического преследования, — признает журналист. — Друзья журналистки, однако, сетуют на неэффективность и медлительную реакцию полиции».
«Границы между политическим и криминальным насилием постоянно размываются на всех уровнях, — говорится в статье. — Маленькие боссы подрастают, и полиция не хочет этого замечать. Российские и иностранные предприниматели облагаются данью самой же российской полицией. Крупные предприниматели, как Михаил Ходорковский, годами сидят в тюрьме. Адвокаты крупных инвесторов, как Магнитский, умирают в тюрьме по «естественным причинам». «Коррупция не подрывает систему. Коррупция и есть система», — указывает Гарри Каспаров.
Лидер «Объединенного гражданского фронта» полагает, что нынешнюю российскую систему реформировать невозможно — можно лишь разрушить и создать заново. Макро- и микропреступность плавно сливаются с политической властью, говорит Каспаров, а руководство страны — не что иное, как мафия. «Режим Путина можно лучше понять, если смотреть на него через линзы криминологии. Криминологии, а не кремленологии, — подчеркивает он. — Служащие и олигархи должны быть лояльны лично Путину, потому что он является лидером всех лидеров и обеспечивает их защиту, тогда его подчиненные творят что хотят в границах России».
«Владимир Путин в своих заявлениях обещает реформы во всех областях, — продолжает Каспаров, — но он лично 10 лет строил эту систему. Медведевым был изгнан единственный либеральный реформатор в его правительстве — Алексей Кудрин, творец финансовой стабильности. Аналитики «Радио Свобода/ Свободная Европа» полагают, что его возвращение в правительство возможно, принимая во внимание, что Кудрин и Путин поддерживали хорошие отношения все прошлые годы. Именно Кудрин «открыл» Путина и ввел в Кремль. Но ни один либеральный министр до сих пор не сумел помешать дрейфу российской системы».
Если не сработают реформы, разумно ли желать революции? Что говорит Каспаров? Надо посмотреть, кто ее будет делать, считает Каспаров. Вчера перед зданием МИДа протестовали диссидентские организации, в частности «Другая Россия» и «Россия без Путина». Они обвиняли министра Лаврова в «предательстве», потому что он осмелился сотрудничать с НАТО. Что если лекарство будет хуже, чем сама болезнь?
06.04.12.