Главная послевыборная тема в Ульяновске – это «база НАТО в сердце России». О размещении ее на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный» говорят с начала февраля, хотя окончательное решение еще не принято. Российское руководство не перестает объяснять, что это не база, а транзитный пункт для переброски грузов НАТО из Афганистана в Европу, но тщетно. Против создания «базы» в Ульяновске прошло уже шесть митингов и пикетов, одно шествие и даже голодовка, разогнанная полицией. Казалось бы, в городе есть более насущные проблемы, причем буквально под ногами. Вот, например, по весне опять смыло асфальт на городских дорогах. Сотни бюджетных миллионов, вложенных за минувшие два года в так называемый ремонт, брошены псу под хвост. Вернее, псам, потому что стаи диких собак, которые бродят по всему городу и ведут себя как подлинная муниципальная власть, представляют реальную угрозу для людей. Но страшнее НАТО зверя нет.
Русский человек по натуре – апокалиптик и геополитик: «Если завтра – война, если завтра – в поход…» Тема «НАТО в Ульяновске» вышла на федеральный уровень, и на 21 апреля коммунисты запланировали всероссийскую акцию протеста против создания перевалочной базы. Главные опасения противников этого проекта: 1) «бархатная оккупация России» – транзитный пункт со временем может превратиться в полноценную базу; 2) откроется новый канал наркотрафика из Афганистана в Россию; 3) город наводнят иностранные шпионы, ведь Ульяновск – один из центров оборонной промышленности; 4) в случае военного конфликта с США Иран начнет пускать ракеты в сторону американских союзников, тут и Ульяновску достанется, а у нас под боком – институт атомных реакторов в Димитровграде.
В эту же корзину падают и вполне экзотические подозрения, которые люди высказывают на митингах: «Они будут скупать наших девушек за доллары», «из нашего города нападать на Сирию проще всего, они обоснуют здесь военную базу и будут нападать на весь мир». Одни люди с удовольствием приписывают американцам отечественную ментальность: «Они за взятки арендуют аэродром на год, потом он окажется у них в собственности, а какое оружие там будет храниться – никто не знает». Другие, наоборот, не верят, прежде всего, своим: «Наши таможенники пропустят любой груз. Были бы американские, те были бы неподкупные. А нашим я не доверяю». Коммунисты и националисты с каким-то азартом переключились с темы фальсифицированных выборов на тему базы НАТО, так что, даже если никакой базы и не будет, Путину стоило бы ее выдумать. Геннадий Зюганов умело перекинул мостик от президентских выборов к теме натовского транзита, заявив: «База НАТО в Ульяновске – подарок от Путина США за признание выборов». В этой истории власть сразу повела себя странно, что, возможно, и спровоцировало акции протеста.
Когда в начале февраля «КоммерсантЪ» сообщил, что Россия и НАТО завершают переговоры о создании пути для обратного транзита грузов из Афганистана через Россию, начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров зачем-то взялся опровергать эту информацию («Минобороны переговоров не вело») и перевел стрелку на Минтранс. Там в свою очередь заявили, что Минтранс – ни сном, ни духом. Хотя, как выяснилось, переговоры шли с мая 2011 года, а в ноябре натовские спецы побывали в Ульяновске и осмотрели аэродром. Нашего человека приучили: если власть что-то скрывает, значит, добра не жди. Людей насторожили разночтения в том, что же такое будет в Ульяновске. Определения давались разные: «база сил НАТО», «мультимодальный транзитный центр», «логистический центр», «перевалочный пункт», «временные склады», «перевалочный ангар».
Наконец, 11 апреля, отвечая на вопросы депутатов Госдумы, Владимир Путин сказал, что речь идет о «площадке подскока» для воздушного транзита. Тогда же премьер заявил: «Все, что делается в этой сфере, соответствует национальным интересам России и нашего народа… Надо помогать им (американцам – С.Г.) решать проблему стабилизации ситуации в Афганистане, или нам придется делать это самим». Ранее в сходном ключе высказывались глава комитета по обороне ГД Владимир Комоедов (член КПРФ, между прочим), министр обороны Анатолий Сердюков, министр иностранных дел Сергей Лавров, другие официальные «говорящие головы». Но ссылки на национальные интересы и международные договоры протестующих не убеждают. Власти они не верят. Российская власть стала заложником собственной предвыборной риторики, заряженной антизападничеством и антиамериканизмом. Бумеранг вернулся, и теперь люди демонстрируют тотальное недоверие официальным заявлениям российского руководства.
Как же так: говорили – Запад хочет развалить Россию, а теперь впускают НАТО в сердце страны? Вице-премьер Дмитрий Рогозин еще недавно был «системным» националистом и «ястребом», а теперь в ответ на новость о голодовке хамит в своем Твиттере: «Это самая бестолковая новость из всех возможных… С ней может сравниться, например, такая: аляскинские алеуты приняли обет молчания в знак протеста против прироста бараньих яиц в Антарктиде…». Политическое бытие определяет политическое сознание и превращает «ястребов» в прагматиков (или оппортунистов?). Прагматика проекта была обрисована на слушаниях в Общественной палате РФ. Оказывается, перевалка натовских грузов – это серьезный рынок. МИД и Федеральная таможенная служба оценивают объем этого рынка от 1,5 до 3 млрд долларов, при этом речь, видимо, идет только об обратном транзите грузов из Афганистана. Рынок конкурентный, и заказ на обратный транзит получит либо Россия, либо Грузия.
По словам президента Фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева, коммунисты, которые протестуют против размещения пункта в Ульяновске, на самом деле «льют воду на мельницу Саакашвили». Что касается геополитики, то транзитный пункт в Ульяновске – это «возможный механизм контроля деятельности НАТО в интересах макрополитической стабильности», выкладывает козырь прокремлевский политолог Сергей Марков. Ему вторит член ОП, президент Фонда содействия развитию международного сотрудничества Александр Соколов: «Это удобный козырь в вопросах дипломатии, его можно использовать, например, в рамках переговоров по Сирии». В общем, можно убить двух зайцев: и американцев взять за горло, и заработать на транзите. Ульяновский губернатор Сергей Морозов поддержал коммерческую составляющую проекта. Для него протесты против «базы НАТО» – это плохой пиар, порча имиджа региона как стабильного и инвестиционно привлекательного.
В официальном обращении Морозов назвал организаторов акций протеста популистами и политическими манипуляторами, которые дестабилизируют обстановку в области. Через пару дней после начала антинатовской голодовки подоспел комментарий Рогозина: «Тот, кто распространяет «новость» про «базы НАТО в РФ», или провокатор, или просто идиот». На четвертый день голодовка, заявленная как бессрочная, была разогнана. Сначала территория аэропорта была оцеплена полицией под предлогом «антитеррористических учений», затем голодающим вручили уведомление руководства аэропорта, что они мешают производственной деятельности. Участники акции перешли из палаток в автобус, принадлежащий одному из организаторов голодовки. Воспользовавшись моментом, полиция разобрала палатки «в целях сохранности имущества». Тут вовремя подоспело сообщение о заложенном в автобусе взрывном устройстве, пришлось очистить и автобус. Бомбу, разумеется, не нашли, после чего сотрудник полиции взломал дверь автобуса, вскрыл ключ зажигания и, скоммутировав провода, угнал машину в неизвестном направлении.
Связь между антинатовскими протестами и минувшими выборами, видимо, все же есть. Как и голодовка в Астрахани, ульяновские акции – это еще один намек на подступающий кризис легитимности российской власти, сформированной в результате, мягко говоря, спорных выборов. Как говорится, единожды солгавши, кто тебе поверит? Вот и не верят, даже когда власть говорит, в общем, правильные вещи. Например, о том, что международное сотрудничество в сфере безопасности выгодно России, что в Афганистане НАТО играет стабилизирующую роль, что пока американцы делают там свою опасную работу, мы от этой работы избавлены. Кризис легитимности может принять разные формы, и поводом для него может стать любая тема – хоть «база НАТО», хоть «убитые» дороги, хоть бездомные собаки.
18.04.12.