Стоит ли ставить точку в расследовании «венского убийства»?
13 января 2009 года в центре Вены убили Умара Исраилова — бывшего телохранителя Рамзана Кадырова. Следствие с самого начала заподозрило в этом деле политическую подоплеку: Исраилов, как известно, попытался судиться с чеченскими властями в Европейском суде по правам человека и много в чем обвинял Рамзана Кадырова. Сам глава оккупационной власти Чечни в интервью всячески отрицал свою причастность к этому преступлению. При этом формального допроса Кадырова не было. А поскольку Российская Федерация проигнорировала запросы из Австрии, у следователей не было возможности поговорить и с приближенными чеченского руководителя, которые в документах следствия фугируют как возможные заказчики. Речь идет о Шаа Турлаеве и Магомеде Даудове. Они, как и Леча Богатиров — предполагаемый исполнитель, по всей вероятности, проживают ныне на территории Чеченской Республики.
В самой Австрии шок и страх, которые были вызваны этим резонансным преступлением, никуда не пропали. Что стало еще раз понятно в минувший вторник в венском Дворце юстиции. Полный «аншлаг» — сотрудники ведомства по борьбе с терроризмом в штатском, уйма полицейских в форме и спецназ в бронежилетах и с автоматами. Для Австрии, где президент и премьер-министр обычно ходят по улицам лишь с двумя-тремя охранниками или вообще без них, — это редкое зрелище. А переполох был вызван лишь тем, что Высший земельный суд города Вены должен был всего-навсего принять окончательное решение о тюремных сроках Отто Кальтенбруннеру, Сулейману Дадаеву и Турпал-Али Ешуркаеву, которые приговором венского земельного суда были признаны виновными в убийстве Исраилова.
В феврале Верховный суд Австрии подтвердил этот обвинительный приговор, осталось лишь принять решение о денежной компенсации семье убитого и о конкретных сроках, которые адвокатами и гособвинением в свое время были обжалованы. В первой инстанции 43-летний Кальтенбруннер (эта реальная фамилия приемных родителей урожденного РамзанаЭдилова)как главный организатор получил пожизненное заключение, 39-летний Дадаев и 33-летний Ешуркаев как помощники —19 и 16 лет тюрьмы соответственно. И Высший земельный суд подтвердил сроки, внеся лишь технические коррективы касательно компенсаций. Защита попыталась оказать воздействие хотя бы на общественное мнение. Так, адвокат Кальтенбруннера намекнул на некий заговор и рассказал о том, что в 2009 г. следователи в Болгарии якобы подозревали его подзащитного даже в попытке покушения на министра внутренних дел. Сам же Кальтенбруннер в последнем слове позиционировал себя как жертву, жаловался на якобы имевшие место манипуляции со стороны прокуратуры и требовал провести новое расследование. Судья вежливо напомнила ему, что его выступление — не по теме.
Подсудимый Дадаев, в свою очередь, очень разочаровал адвоката. «Я не знаю, о чем сожалеть, и не признаю ни суд, ни срок», — сказал он сурово. Третьему, Ешуркаеву, было нечего добавить. И всех троих под усиленной охраной стремительно увезли. По всей вероятности, на много лет. Другая громкая история последних недель, которая также связана с убийством Исраилова, пока развивается вяло. Как удалось выяснить «Новой газете», в британском заключении находится Умар Сугаипов — бывший телохранитель Аслана Масхадова и впоследствии эмиссар чеченских сепаратистов. Министерство внутренних дел Ее Величества оценивает его как угрозу национальной безопасности и подозревает в том, что Сугаипов мог готовить покушение на Ахмеда Закаева, проживающего в Лондоне. В рамках судебного разбирательства Хоум-офис заодно выступил с утверждением, что Сугаипов сыграл и «значительную роль в убийстве чеченского эмигранта Исраилова в Австрии от лица Кадырова».
Это противоречит версии австрийского следствия, которое считает Умара Сугаипова всего лишь свидетелям. По данным австрийских правоохранительных органов, 22 октября 2008 года Сугаипов вместе с Шаа Турлаевым прилетел на пару дней из Москвы в Вену. В аэропорту их встречали Отто Кальтенбруннер и предполагаемый исполнитель Леча Богатиров. Позже австрийское следствие нашло у подозреваемых копии электронных авиабилетов и паспортов Турлаева и Сугаипова. Во время этого визита, по версии следствия, и состоялись ключевые встречи, необходимые для подготовки похищения и возможного убийства Исраилова. 30 октября 2008-го оба улетели в Москву.
Правда, до того Кальтенбруннер с Турлаевым (и, по всей вероятности, и с Сугаиповым) успели съездить в Париж, где встретились с историком Майрбеком Вачагаевым — очевидно, в рамках кампании по убеждению видных чеченских эмигрантов в необходимости возвращения на родину. По слухам, подобные беседы не всегда проходили в приятной атмосфере, особенно если убеждаемые не убеждались. Британскую оценку «значительной роли» Сугаипова в деле об убийстве Исраилова Вена не понимает. Как утверждает спикер прокуратуры: «Мы думаем, что британцы получили всю информацию по этому делу от нас». По последним данным, у австрийских правоохранительных органов вообще не осталось желания общаться с Сугаиповым даже как со свидетелем. Публичный же призыв берлинского «Европейского центра по правам человека» к австрийским властям хоть что-то сделать с Сугаиповым и заняться серьезным расследованием его роли в убийстве — пока остался без реакции.
http://www.novayagazeta.ru/inquests/52257.html
21.04.12.