Турция – это 70-миллионное государство-полуостров, омываемое тремя морями — Чёрным, Средиземным и Эгейским. Четвёртое, Мраморное, море находится внутри страны и соединяется с Чёрным Босфорским проливом, разделяющим Стамбул на Азию и Европу. Здесь чуть ли не на каждом шагу можно встретить следы древности, связанные с прошлым народов, проживавших на этой земле.
Турция является хранительницей множества реликвий – различных вещей и предметов, принадлежавших пророку Мохаммеду (А.С.) и его сахабам (друзьям и соратникам).
Каждый год в месяц Рамазан сотни тысяч жителей страны стекаются в г.Стамбул для посещения мечети Хырка-и Шериф, где хранится хырка (вид одежды наподобие кафтана), принадлежавшая пророку, в которой он совершил Мирач ( вознесение на седьмое небо, где состоялась его встреча с Аллахом). Интересна история связанная с Хыркой пророка. Некий бедный пастух из Йемена по имени Вейсель (Увейс) Карани давно мечтал увидеть пророка Мохаммеда (А.С.). С этой целью он отправился в Медину, твёрдо обещав своей матери вернуться в обещанный срок (мать Вейселя была слепа и нуждалась в его присмотре). Однако встрече этой не суждено было состояться – пророка Мохаммеда (А.С.) не оказалось дома. Он должен был вернуться через три дня. Но Вейсель не мог ждать так долго, не нарушив слова, данного матери. Узнав об этом пророк Мохаммед (А.С.) поручил своим верным асхабам Омеру и Али, приходившемуся ему двоюродным братом, доставить Вейселю в подарок его хырку. Когда же Омер посетовал, что и сам бы хотел получить такой дар, пророк ответил, что бедный пастух заслуживает его больше, пояснив, что человек, отказавшийся от встречи с ним из боязни огорчить свою мать, заслуживает истинного уважения.
Священный дар был доставлен Увейсу через год после смерти пророка. Когда Омер и Али прибыли в Йемен с подарком, Вейсель потерял сознание.
Несмотря на 1400 лет, отделяющих нас от времени зарождения ислама, от хырки всё ещё исходит благоухание, напоминающее запах роз, которое, согласно преданиям, исходило от пророка при его жизни. Эта реликвия выставляется на обозрение посетителей раз в год, на протяжении священного месяца. Всё остальное время хырка хранится под надзором семьи, удостоенной чести нести ответственность за её сохранность. В тайну местонахождения реликвии посвящены всего лишь три человека, являющиеся членами этой семьи и потомками Вейселя.
В Турции я получила ответ на давно интересовавший меня вопрос о настоящем возрасте жены пророка Мохаммеда (А.С.) Айши на момент их сочетания браком. Согласно весьма распространённому мнению, опирающемуся на различные источники, посвящённые жизни великого пророка, принято считать, что он женился на Айше, когда той было 9 лет. По правде говоря, я всегда сомневалась в достоверности этой информации, и искала каких-то мистических объяснений. Но всё оказалось проще. Дело в том, что у арабских народов возраст девушки исчислялся со дня достижения ею половой зрелости. Красавица Айше была в возрасте невесты, и к ней уже давно сватались многочисленные претенденты. К этому времени её отец Абу-Бекир даже успел дать согласие на её брак с одним из сватавшихся. Однако позже пересмотрел это решение и сам предложил Мохаммеду(А.С.) жениться на его дочери. Пророк женился на Айше через два года после обручения, т.е. на момент замужества она была зрелой девушкой в возрасте, предположительно, 18-19 лет.
Обычай исчисления возраста девушек c даты их физического созревания не изжита среди арабских народов и в наши дни. С фактом существования этой традиции непосредственно столкнулся доктор теологии, доцент Нихат Хатипоглу, во время своей поездки в Египет в составе турецкой делегации в 1988 г. Когда учёный поинтересовался у жительницы одного египетского села о возрасте её дочери, которой было на вид 12-14 лет, та ответила, что ей два года, ведя отсчёт от даты известного события. (Телепрограмма «Iftara dogru», канал «Star» 28.09.2006 г.)
Здесь, в Стамбуле, находится чудо архитектуры – мечеть Сулеймание – творение гениального турецкого архитектора Синана, построившего её по заказу султана Сулеймана в 1550-х годах. Искусство великого мастера отразилось не только во внешнем великолепии грандиозного строения и его мощной аккустике, но и в таких мельчайших деталях, как предупреждение образования паутины изнутри. Средством же оказались размещённые под недоступными куполами мечети страусиные яйца, которых избегают пауки.
Множество войн не раз меняли географию этой страны. Начиная с 1676 г., Турция 11 раз находилась в состоянии войны и с Россией. Эта земля интересна личностями, оставившими след в мировой истории. В бассейне Памуккале купалась Клеопатра. Согласно преданиям, целебные источники здешних мест способствуют омоложению. В городе Эфес находится гробница Девы Марии – Мерьем. А город Конья является родиной основателя известной во всём мире школы дервишей мевлеви (крутящихся дервишей), Мевляны, где и покоится его прах. В Стамбуле, неподалёку от места, где мы снимали квартиру, находится древний заброшенный особняк, к воротам которого приколочена табличка, надпись на которой гласит, что дом этот принадлежал Дмитрию Кантемиру (Дмитрий Кантемир — молдавский господарь и энциклопедист, сподвижник Петра I, владевший 11 языками. При нём Молдавия вошла в состав России). Был у него сын, Антиох Кантемир, которому принадлежат поэтические строки:
«Кто я таков не скажу,
А вот мне примета:
Не русак, дик именем,
Млады мои лета…»
Вот и всё, что мне известно о молдавском воеводе Дмитрии Кантемире. Интересно, что его связывало с Турцией? Ведь фамилия его, как почти все имена и фамилии, принадлежащие туркам, имеет смысл. Кантемир, при условии замены глухого «т» на звонкое «д», обозначает «железная кровь», и в современной Турции немало людей носящих фамилию Кандемир.
Здесь же, в Турции, на острове Хейбели-ада, живёт потомок Врангеля, восьмидесятилетняя Тамара Александровна, которая до сих пор боится проходить мимо Российского Консульства.
В турецкой армии в разное время служило несколько генералов чеченского происхождения. А инженера-чеченца по фамилии Чечен здесь знают, как человека, положившего начало электрификации Турецкой республики.
Глубокий след в истории турецкого государства оставил и генерал-чеченец Махмут Шефкет паша. Он пользовался уважением и признанием в народной среде. Играл важную роль в политической жизни страны. Талантливый военачальник, он был также справедливым и принципиальным человеком.
Махмут Шефкет паша родился в 1856 году в Багдаде, в семье казначея Басры господина Сулеймана. Был всесторонне образованным человеком. По долгу службы подолгу находился за рубежом, владел четырьмя иностранными языками и даже перевёл один роман на французский. Достиг высочайших чинов на военной службе исключительно благодаря личным заслугам. В 1905 году получил назначение на пост губернатора Косова, находившегося тогда во владении Турции. В период пребывания на этом посту приложил большие усилия к разрешению македонской проблемы, чем снискал глубокую признательность жителей этого края и уважение в армейской среде. Позже был назначен командующим 3-й Турецкой армией, располагавшейся в Солониках. В результате вспыхнувших в тот период антигосударственных движений вынужден был вернуться в Стамбул, где принял командование армией и объявил в стране военное положение. Сыграл активную роль в свержении с трона Абдул-Хамида II, ослабившего Турцию своей необдуманной политикой. Достиг поста верховного главнокомандующего и великого везиря Османской империи. В народе его называли вторым Фатихом (по-турецки – завоеватель). Этим прозвищем был награждён султан Мехмет, завоеватель Константинополя). Руководствуясь в своей деятельности принципом «Всё во имя государства», заключал договоры с Россией, Англией и другими странами.
Благодаря независимому и неподкупному характеру, он никогда не испытывал недостатка в недоброжелателях. О предстоящем покушении, о котором ходили смутные слухи, его предупредили, но паша не принял предупреждения всерьёз, отмахнувшись беспечно: «Чему быть, тому не миновать». 11 июня 1913 года автомобиль Шефкет-паши, остановившийся, чтобы переждать продвижение похоронной процессии, был обстрелян. В результате этого покушения погибло ещё двое его сопровождающих. Участники заговора были схвачены и казнены по горячим следам.
Махмут Шефкет паша похоронен вблизи памятника Абиде Хюрриет, что находится в центре Стамбула, в районе Таксим. Автомобиль же, в котором находились во время покушения Махмут Шефкет паша и его соратники, а также их мундиры и боевое оружие, хранятся в стамбульском Военном музее Харбие.
Постижение любой страны происходит через впечатления о людях, представляющих тот или иной народ. Неизгладимый след оставила в моей душе благородная госпожа Мюнире Ярар. Представительница старинного рода турецкой аристократии, она была потомком маршалов Османской империи Мустафы Сыдкы паши и Исмаила Хаккы паши Фосфор. Отец её, Салих Сыдкы Фосфор, был высокопоставленным должностным лицом в Турецкой Республике. Сама Мюнире ханым долгое время занимала должность заместителя директора Американского женского колледжа, в котором училась в своё время. Работала в Американском Информационно-Культурном Центре. Но собственная обеспеченность не сделала её равнодушной к чужой боли.
Она занималась щедрой благотворительностью, сама же вела поистине аскетический, дервишеский образ жизни. Её квартира в престижном районе Еникапы была на удивление скромна: несколько стареньких диванов, большой стол и стулья вокруг него; устаревшей модели компьютер; потрёпанный, сшитый из лоскутков, молельный коврик; и обилие заставленных книжных полок. Она была глубоко набожна и передала это качество своим детям, дочери и сыну, являющимся преуспевающими турецкими бизнесменами.
Сущностью её благородной натуры была постоянная забота о других. Она выдала замуж не одну турецкую девушку-сироту, обеспечив всем необходимым для молодой семьи. Оплачивала лечение малоимущих в престижных частных больницах. Поддерживала материально пожилых вдов. Помогала детям из малообеспеченных семей. Сама же была необыкновенно неприхотлива. Ела очень мало. Очень бережно относилась к пище и с детства приучила детей не оставлять на тарелке ни крошки, поскольку выбрасывать еду, когда в мире столько голодных, – великий грех. Этой заповеди следуют и её, уже взрослые, внуки .
Обновки Мюнире ханым позволяла себе лишь тогда, когда одежда приходила в негодность, считая, что потратившись на себя, она отнимает у тех, кто действительно нуждается.
Люди благочестивые безукоризненным поведением стремятся заслужить царствие небесное. Но Мюнире ханым этого было мало. Так велика была её любовь к людям, что когда ей говорили, что она уже много раз заслужила для себя место в раю, она отвечала, что её мечта – при жизни стать чистой, как свет, поскольку свет неуязвим для адского пламени, и отправиться в ад, спасать души грешников.
Я встречалась с Мюнире ханым на обедах, которые она давала время от времени для женщин из своего ближайшего окружения. Это были часы, отводимые ею для отдыха и общения с друзьями. Я также не раз принимала участие в организованных ею экскурсиях по достопримечательным местам Стамбула, которые завершались обычно посещением той или иной исторической мечети в часы намаза. Я была знакома с Мюнире ханым уже более года, когда моя приятельница Хандан Оздуйгу принесла мне журнал, в котором был опубликован её очерк, касавшийся родословной Мюнире Ярар. До этого я не знала ничего о её именитых предках, хотя её аристократизм угадывался во всём: и в гордой негнущейся осанке (это на восьмом десятке жизни!); и в той скромности, с какой она общалась с людьми, — о ней говорили «проста, как земля». И в том, как она помогала людям, всячески избегая ситуаций, в которых человек мог бы почувствовать себя униженным, и наотрез отвергая выражения благодарности, всякий раз повторяя, что всё в руках Божьих, а каждый из нас – лишь инструмент в его руках.
Несмотря на жёсткий график, в котором она жила, и насыщенную общественную жизнь (она была одним из руководителей женского Дернека, постоянно организовывала семинары и принимала участие в конференциях у себя в стране и за рубежом), всегда находила время для тех, кто нуждался в её духовной поддержке, — отчаявшихся, потерявших надежду, стержень, смысл жизни. И если кто-то попадал в поле её зрения, то она уже не переставала интересоваться его судьбой, становясь для него Учителем, Наставником, Другом.
О самоотверженной деятельности матери-Терезы знают все. О Мюнире ханым знали лишь самые близкие. Она, как истинно верующий человек, придерживалась правила, согласно которому помощь не должна быть прилюдной, чтобы не задеть ненароком чувства собственного достоинства нуждающегося. Не писала об этом в своём очерке и Хандан Оздуйгу. Не написала бы, зная о её принципах, и я, если бы… если бы это посвящение не оказалось посмертным.
Мюнире ханым скончалась на 78-м году жизни, оставив о себе благодарную память сотен людей, которых она обогревала своей щедростью и добротой. «Вот теперь мы осиротели по-настоящему», — сказала сквозь слёзы на её похоронах директор одного из детских домов Стамбула, который длительное время финансировала Мюнире Ярар. Но она ошибалась. Помощь детскому дому со смертью Мюнире ханым не прекратилась. Её дочь, Мераль, сын Эрол и невестка — красавица-боснийка — Амина продолжают её дело. Красивая, статная, высокого роста современная женщина Мераль унаследовала и внешность, и голос, и скромность, и энергию, и тепло, и набожность своей матери. Взглянув на Мераль, услышав её грудной голос, легко вообразить, что передо мной – молодая Мюнире, и оттого горечь немного притупляется.
Несмотря на сразившую её тяжёлую болезнь, Мюнире ханым держалась стойко. До последнего старалась вести привычный образ жизни и совершала пятикратный намаз. «Деревья умирают стоя», — говорила она. Никто никогда не слышал от неё жалоб. Спокойно перенесла тяжёлую операцию, хотя вряд ли питала иллюзии относительно её результата. По словам дочери, она покинула этот мир подготовленной, не прекращая до последних дней намаза и не почувствовав физической боли. Лишь ощущала безграничную слабость. Но если бы боль и была, зная эту сильную женщину, я уверена, она не дала бы о ней знать. Уже зная, что конец близок, Мюнире ханым велела держать это в тайне от многочисленных друзей, подопечных и даже родственников, разумеется, кроме самых близких, на обеспокоенные телефонные звонки которых по её указанию отвечали, что она прекрасно себя чувствует, но в данный момент отдыхает. Поэтому весть о её кончине настигла любивших её людей, как гром среди ясного неба. В мире стало немного меньше света и стало чуть-чуть страшнее жить. Стало больше одиночества…
С Хандан Оздуйгу, я познакомилась на заседании женского меджлиса, в Стамбуле. Она произвела на меня яркое впечатление своей энергией, глубиной суждений, разносторонностью. Это и жёсткая бизнес-леди, на равных конкурирующая с конкурентами-мужчинами на традиционно мужской территории (она занимается поставками мрамора для строительств). И хладнокровный ас за рулём. И умный, цепкий, дотошный журналист, сотрудничающий с рядом газет и журналов. И глубокий знаток теологии.
И просто – обворожительная женщина.
В следующую нашу встречу в нашей трёхчасовой беседе мне была отведена роль интервьюируемой. Хандан сменила несколько диктофонных кассет, но интервью так и не было завершено. Множество вопросов остались неосвещёнными. Она готовила большую аналитическую статью о причинно-следственных связях чеченской трагедии и старалась не упустить ни малейших деталей. Это происходило после первой русско-чеченской войны. Вскоре я уехала из Турции, и встретиться для продолжения прерванного интервью нам удалось лишь в мой следующий приезд, в декабре 1999 г., в первые месяцы второй русско-чеченской. Наше знакомство переросло в тёплую дружбу, которая продолжается и по сей день. Она всегда принимала самое живое участие в судьбах моих соотечественников, нуждавшихся , кто – в лечении, кто – в еде, кто — в одежде, кто – в жилье, кто – в образовании.
К теме войны в Чечении Хандан Оздуйгу обращалась в своих публикациях и позже. Её статьи всегда отличались искренней тревогой и озабоченностью за судьбу погибающего чеченского народа.
Отрывок из книги Сациты Асуевой «Чечения Cобытия и портреты»
http://www.proza.ru/avtor/sofiya43
01.05.12.