Отдельные нормы шариата уже много лет используют в судах Германии, когда разбирают гражданские дела истцов — уроженцев мусульманских стран. Главное, чтобы шариат не противоречил законам ФРГ.
В России продолжается дискуссия о возможности введения шариатских судов. Может показаться удивительным, но в светской Германии слово «шариат» не так уж и чуждо для местных юристов. Если в немецкий суд обратится мусульманин или мусульманка, то, в зависимости от особенностей дела, для принятия решения по нему могут быть использованы отдельные принципы исламского права. Речь идет, прежде всего, о разбирательствах, связанных с наследованием имущества и разводами.
С учетом законов страны происхождения
Рамки применения законов шариата в Германии очень узкие и не идут ни в какое сравнение со странами, где шариат является основой правовой системы, как, например, в Иране, поясняет профессор права из университета Эрлангена Матиас Роэ (Mathias Rohe). По его словам, в Германии суды рассматривают все виды правонарушений исключительно в соответствии с немецкими законами.
Но если речь идет о таких сферах гражданского права, как бракоразводные процессы и наследование имущества, то здесь, замечает профессор Роэ, применяется так называемое международное гражданское право. В отношении выходцев из Ирана суд в Германии учитывает иранское законодательство, а в отношении выходцев из Египта — египетское. «Именно в этих случаях и применяют принципы шариата», — говорит правовед Роэ, подчеркнув, что данные принципы не должны противоречить законодательству ФРГ.
Пособие для второй жены
Юрист из Франкфурта-на-Майне Свенья Герхард (Svenja Gerhard) знает десятки случаев, когда немецкие суды учитывали определенные нормы шариата. Характерный с ее точки зрения пример — судья в Германии признала брак пары из Туниса, скрепленный на родине лишь рукопожатием двух посредников. Другой случай, когда суд в Касселе в 2000 году, сославшись на исламское право, отклонил жалобу марокканки, которая отказывалась делить вдовье пособие со второй женой своего мужа, и поделил его поровну между вдовами.
Большое внимание прессы в 2011 году привлек случай в Мюнхене, когда уроженка Ирана, имеющая немецкий паспорт, после смерти мужа — иранского гражданина — унаследовала по решению суда только четверть его имущества. Остальные три четверти отошли родственникам мужа, живущим в Иране. Немецкий суд, по словам Свеньи Герхард, здесь взял за основу право другого государства, в данном случае иранское.
«Теневая юстиция»
Однако резкую критику у политиков и экспертов в Германии вызывают совсем не эти случаи, а ситуации, когда мигранты-мусульмане при возникновении имущественных и прочих споров игнорируют официальные судебные инстанции и ищут помощи у самопровозглашенных исламских третейских судей.
Телевизионный журналист и юрист Йоахим Вагнер (Joachim Wagner), автор книги «Судьи без закона», утверждает, что такие посредники особенно активно действуют в Берлине, Эссене и Бремене. В этих городах живет большая часть переселившихся в Германию курдов из Ливана, которые сохранили свои клановые структуры и предпочитают решать все конфликты в своем кругу. Для этого приглашается третье лицо, которое помогает в решении имущественных и других тяжб на основе законов шариата.
«Больше всего меня беспокоит то, что в некоторых районах Берлина или Эссена часть мигрантов не признает нашу правовую систему», — сказал Вагнер. Многие эксперты при этом подчеркивают, что внесудебная юстиция вообще не является чисто исламским феноменом, а скорее должна рассматриваться как характерная черта клановых структур Ближнего Востока или Кавказа.
Как быть?
Сейчас в Германии обсуждают разные предложения. С одной стороны, как предотвратить появление теневой юстиции, а с другой — как способствовать интеграции мигрантов-мусульман. Эксперт по вопросам интеграции из фракции ХДС/ХСС Михаэль Фризер (Michael Frieser) предложил проводить сертификацию мусульманских посредников. «Тогда в установленных законом рамках они смогут осуществлять свою деятельность. Не следует все огульно критиковать, но нужны четкие правила», — сказал Фризер во время обсуждения этой темы в ходе конгресса, организованного его фракцией 23 апреля 2012 года.
Привлекать представителей исламской общины к внесудебным разбирательствам ранее предложил министр юстиции земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлоф (Jochen Hartloff), за что, впрочем, был подвергнут в Германии массивной критике. Между тем в министерстве юстиции ФРГ уже в этом году учредят должность сотрудника, который займется вопросами исламского права.
(«Deutsche Welle«, Германия)
01.05.12.