МОСКВА — Протестующие против возвращения Владимира Путина в Кремль шестой день не уходят с московских улиц. Власти приостановили полицейскую операцию против гуляющих без разрешения, но обещают неминуемую зачистку и миллионные штрафы недовольным, за которых вступились Запад и лояльные Кремлю общественные деятели.
К концу первой недели нового путинского срока сотни протестующих, за которыми несколько дней охотился ОМОН, обосновались на Чистых прудах. Протест, затихший было после мартовских выборов президента, возобновился и был объявлен бессрочным, после того как полиция разогнала 50-тысячное согласованное шествие оппозиции накануне путинской инаугурации.
Власть обвинила участников шествия в провокациях и избиении десятков полицейских. Протестующие в ответ отправили следователям видеокадры разгона, на которых видно, как омоновец подбегает к скрученному полицией человеку и слету бьет ногой в пах. Следственный комитет завел уголовные дела и на омоновца, и на «провокаторов» из числа митингующих.
За пострадавших при разгоне полицейских вступились официальные СМИ, московский мэр Сергей Собянин и близкий соратник Путина, глава железных дорог Владимир Якунин. Путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков в частной беседе с депутатом Госдумы, ставшей достоянием общественности, пожелал за раненого омоновца «размазать печень митингующих по асфальту».
Госдума срочно подготовила законопроект, ужесточающий правила собраний, и готовится увеличить штраф для организаторов в полторы тысячи раз до 1,5 миллиона рублей.
Лидеры протестного движения во главе с Алексеем Навальным и Сергеем Удальцовым, получившими по 15 суток после одной из «прогулок по Москве», объявили зачинщиками воскресного побоища власти, которые оставили слишком узкий проход для многотысячной толпы.
Через неделю их поддержали три десятка умеренных общественных деятелей во главе с бывшим вице-премьером Алексеем Кудриным, которого Путин еще в декабре называл «добрым близким товарищем и даже другом».
«В правовом государстве именно органы правопорядка обязаны отвечать за безопасность граждан. Это их задача — выявлять и нейтрализовывать угрозы общественным интересам так, чтобы при этом не были затронуты конституционные права, включая право на собрания и манифестации», — упрекнули они полицию в опубликованном в пятницу заявлении.
«6 мая радикалы, облеченные властью, фактически сорвали согласованный митинг,.. а радикалы из числа митингующих применили насилие по отношению к полицейским».
БЛУЖДАЮЩАЯ УГРОЗА
Кудрин и его единомышленники призвали вернуть «митинговую активность в нормальное русло» и поддержали протест в виде «прогулок», как называют свое появление на улицах недовольные, которых два дня вылавливал в центре Москвы ОМОН. В ближайшие выходные гулять по бульварам собрались два десятка популярных писателей и публицистов во главе с Дмитрием Быковым и Борисом Акуниным.
«Мы не понимаем, какую угрозу общественным интересам, достойную применения сил особого назначения, представляют, например, «гуляющие» по Москве носители белых ленточек», — написали Кудрин и еще три десятка известных людей, среди которых сотрудничавший с Кремлем в создании правой партии Леонид Гозман, звезды гостелевидения Владимир Познер и Николай Сванидзе, а также бывший глава комитета Госдумы из правящей «Единой России» Виктор Плескачевский.
Арест протестующих и столкновения с полицией привлекли внимание Запада. США и Евросоюз выразили озабоченность происходящим. Вашингтон призвал власти и протестующих воздержаться от насилия, а Брюссель напомнил Москве, что право на мирные собрания гарантировано Конституцией РФ и призвал к «развитию демократических институтов посредством конструктивного диалога с гражданским обществом».
Путин сразу после событий на Болотной решил не ехать к американскому президенту Бараку Обаме на майский саммит «большой восьмерки», сославшись на занятость, и отправил туда премьера Дмитрия Медведева. В ходе предвыборной кампании, на инаугурации в понедельник и днем позже, представляя Медведева парламенту, Путин объявил главным приоритетом очередного срока в Кремле укрепление связей с бывшими советскими республиками, прежде всего Казахстаном, где полиция в декабре расстреляла взбунтовавшихся рабочих, и Белоруссией, где молчаливые прогулки хлопающих в ладоши недовольных разгоняет милиция.
Путин не комментировал протесты в Москве, заняв позицию над схваткой. В нейтральный лагерь сторонних наблюдателей после почти недельного молчания записались и популярные либеральные политики Михаил Прохоров и Григорий Явлинский. Миллиардер и экс-кандидат в президенты Прохоров назвал противостояние недовольных и власти «диалогом глухого со слепым» и «дурдомом», упрекнув обе стороны, а лидер «Яблока» Явлинский, возмутившись «избиением безоружных людей», обвинил организаторов в «сознательном стремлении к силовому разгону».
НЕ БУДЕТ ЛАГЕРЯ
Комментировать ситуацию Кремль доверил пресс-секретарю Дмитрию Пескову. После Болотной он сказал, что полиция могла бы действовать и жестче, а к концу недели пообещал скорый разгон лагерю недовольных на Чистых прудах.
«Не будет там никакого лагеря, я в этом уверен. У всех таких лагерей конец один. Как во всем мире», — сказал он в интервью журналу «Афиша», назвав «незаконным» собрание, которое полиция не трогает последние три дня.
Применение силы против оккупировавших Абая маловероятно, считает Глеб Павловский, работавший советником в Кремле.
«Дело в том, что там — дети среднего класса, и среди «гуляющих» есть дети сотрудников администрации президента и правительства. Если правительство будет реально угрожать их жизни и здоровью, то возникнет совершенно другая политическая ситуация, которую сегодня предсказать нельзя. Так что в серьезных масштабах этого не будет», — сказал он Рейтер.
Количество протестующих на Чистых прудах у памятника казахскому поэту Абаю, в честь которого акция получила название ОккупайАбай, по вечерам достигает 1 — 2 тысячи человек, а под утро сокращается до нескольких десятков. Собирающиеся приносят еду на всех, читают друг другу лекции и поют песни.
НА МНОГО НЕДЕЛЬ
Кочующий лагерь возник стихийно в день инаугурации Путина.
«Этот протест здесь собрался против фальсификации выборов, — объяснял тогда Навальный, приехав ночью к недовольным. — В этом смысл мирного ненасильственного протеста — чтобы находиться в каком-то месте одном. Вот я и нахожусь».
Постоянным участником лагеря на Чистых прудах стала телеведущая Ксения Собчак, отцу которой Путин обязан своей политической карьерой. «Они (власти) считают, что чем меньше они будут обращать на это внимание, тем скорее протест утихнет сам собой. Сейчас наша главная задача — показать, что мы не уйдем». «Мы должны показать, что наша позиция непреклонна. Если мы здесь закрепимся и будем несколько недель находится в таком режиме, отменяя дела, работу, то тогда будет результат».
В то, что Путин прислушается к требованиям и уйдет, протестующие не верят, но говорят, что остаться в стороне не могут. «Этим протестом невозможно добиться ухода Путина, но можно добиться ускорения ухода Путина», — сказал 30-летний переводчик Иван.
(«Reuters«, Великобритания)
13.05.12.