Президент отказывается от преобладания Америки на международной арене.
Президент Обама проводит два международных мероприятия высокого уровня за одну неделю и собирается предлагать решения для глобальных экономических вопросов и вопросов безопасности. Сомнительно, при этом, что остальной мир его слушает.
Международный статус г-на Обамы заметно снизился с тех пор, как он был выдвинут на Нобелевскую премию мира спустя всего 11 дней после избрания. Он не сумел оправдать эту «полученную авансом» награду, и теперь иностранные лидеры не ожидают от него многого. Что ж, в некотором смысле он оправдывает ожидания.
Характерно выступление г-на Обамы на открытии конференции НАТО. Президент говорил о своем плане «ответственным образом» закончить войну в Афганистане, что само по себе уже неправда, так как война не закончится — из нее только выйдет НАТО. Он повторил, то, о чем заявляет уже не первый месяц, подчеркнув, что уход американских войск не означает, что Америка бросает афганцев на произвол судьбы — хотя, по мнению большинства аналитиков, происходит именно это. «В своей борьбе афганцы будут не одни», — сказал г-н Обама. Это удивительно шаблонная фраза, которой при этом не верят ни сам президент, ни афганцы. Скорее всего, ей не верит даже спичрайтер, который вводил ее в телесуфлер.
Лидеры восточноевропейских стран НАТО без сомнения помнят инцидент с включенным микрофоном, «поймавшим» конфиденциальный разговор президента США с российским президентом Дмитрием Медведевым. «Все эти вопросы, особенно по противоракетной обороне, можно решить, но важно, чтобы он дал мне пространство, — заявил г-н Обама. — Это мои последние выборы. После них у меня будет больше гибкости». Таким образом, что бы публично ни говорил г-н Обама о противоракетной обороне и других вопросах, за кулисами он, судя по этим словам, заключил соглашение с Россией. Когда закончится политический сезон, ему не нужно будет больше отвечать перед обществом, и он начнет предпринимать шаги, которые будут больше нравиться Москве.
Со своей стороны российский премьер-министр Владимир Путин намекнул на бессилие г-на Обамы, отказавшись посетить на прошлых выходных экономический саммит «Большой восьмерки» и предпочтя вместо этого встретиться с г-ном Обамой «в кулуарах» предстоящего саммита «Большой двадцатки». Высказанная президентом на саммите идея о том, что европейские лидеры должны отказаться от мер по экономии и увеличить государственные расходы, понравилась социалистам — в частности новому французскому президенту Франсуа Олланду (Francois Hollande). Однако для иностранных сторонников бюджетного консерватизма это выглядело как непрошенный совет довести долги до характерного для администрации Обамы уровня и тем самым дополнительно усугубить в долгосрочной перспективе свое экономическое нездоровье. Г-н Обама предлагает в качестве решения их проблем ту самую политику, которая в свое время привела к экономическому обвалу.
Имидж Америки продолжает страдать и в других отношениях. Лидеры стран НАТО в Чикаго имели возможность наблюдать демонстрацию силы, малоподходящую для Земли свободных. Город заполонила полиция, в том числе прибывшая из Филадельфии, в полном защитном снаряжении. Некоторые его части были блокированы восьмифутовыми металлическими заграждениями. Над головами барражировали вертолеты, а еще выше периодически проводили патрулирование истребители F-16. Даже с учетом характера встречи и сохраняющейся угрозы терроризма, это было чересчур. Организаторы не задумывались о том, как такая картина будет выглядеть для иностранной аудитории. Между тем эти сверхмилитаризированные меры безопасности создавали впечатление того, что Соединенные Штаты находятся на грани то ли коллапса, то ли превращения в полицейское государство, то ли и того, и другого.
(«The Washington Times«, США)
22.05.12.