«При опасности ежи сворачиваются. Когда опасность больше не грозит, они топают дальше. Примерно так же повела себя московская оппозиция в борьбе с правящим блоком, сложившимся вокруг президента Путина», — пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на политолога и социолога Ольгу Крыштановскую.
По словам автора, после разгона демонстрации накануне инаугурации Путина критики режима ушли в интернет, но вскоре снова собрались на «контрольные прогулки» по Москве. Опрос, проведенный во время одного из массовых гуляний, показал, что 95% участников были учащимися школ и ВУЗов, программистами, предпринимателями, юристами, менеджерами, банковскими служащими, учеными и преподавателями университетов, сообщает автор. Кроме того, по его словам, почти треть «гуляющих» присоединилась к протестному движению впервые.
Согласно анализу Московского центра стратегических разработок, «московские политические протесты, программа которых для многих жителей России слишком абстрактна, и распространенное в провинции недовольство пока что не слились в единое протестное движение. Однако недоверие к государственной власти за последнее время возросло и в провинции. Недовольство провинциалов в первую очередь направлено на бытовые неурядицы, на несовершенство медицинского обеспечения или образования. Люди боятся за собственную безопасность и недовольны плохой ситуацией в полиции или коррумпированной судебной системой, в которой тяжело отстоять свои права, но также и тем, что на рынке слишком мало доступных квартир, цены на ЖКХ постоянно растут, мафия из чиновников и ненадежных лицензированных фирм снимает сливки, а инфраструктура не улучшается». По мнению автора, требования провинциалов в той же мере направлены против существующего строя, как московские требования честных выборов, освобождения политзаключенных и глубинных перемен политической системы.
По мнению Михаила Дмитриева, директора Центра стратегических разработок, апатия населения перейдет в открытый протест, когда уровень жизни россиян упадет в результате второй волны экономического кризиса. В таком случае может состояться «радикальная трансформация системы».
По мнению Дмитриева, приводимому в статье, из существующего политического кризиса существуют три пути. Возможна ускоренная политическая модернизация в случае, если ее сторонники в госструктурах найдут возможность вести диалог с оппозицией. Однако, по его словам, более вероятно обострение противостояния и радикализация обеих сторон. Также не исключено инертное развитие ситуации, говорит он, но в долгосрочной перспективе это системе не поможет.