Незапланированная встреча российских правозащитников с Рамзаном Кадыровым
В Грозном прошел пикет против похищения людей. Пикет был организован чеченской правозащитной организацией «Материнская тревога». В мероприятии приняли участие сотрудники сводной мобильной группы (СМГ), созданной российскими правозащитными организациями в 2009 году после убийства Натальи Эстемировой. СМГ занимается исключительно проблемой неэффективного расследования тяжких преступлений на территории Чечни.
На место проведения пикета приехали «вице-премьер» Чечни Магомед Даудов и «мэр Грозного» Муслим Хучиев. Они предложили участникам пикета проследовать в городскую администрацию, где прошло незапланированное совещание всех силовиков республики под руководством «главы Чечни» Рамзана Кадырова.
Из его выступления совершенно очевидно следует, что Кадыров считает легитимной только проблему пропавших без вести чеченцев во время военных действий в республике. Именно по таким делам Европейский суд вынес уже около 200 решений в пользу заявителей — жителей Чечни. Кадыров прямо говорит о том, что факты военных преступлений, совершенных «российскими генералами», многочисленны, но при этом констатирует невозможность правосудия: «Я лично требую у руководства государства на всех совещаниях, чтобы создали федеральную комиссию по пропавшим без вести и дали правовую оценку. К сожалению, меня никто не слышит. Я бессилен в этом. Единственное, что могу, — это с вами плакать, взять плакат и встать на площади, где вы скажете…»
Другую категорию уголовных дел — по фактам преступлений нынешних чеченских силовиков — глава Чечни полностью игнорирует. Для него в современной Чечне не существует проблемы похищений, убийств и пыток. Есть только «борьба с шайтанами», в которой все средства хороши.
СМГ занимается именно такими делами, активно сотрудничая со следователем-важняком Игорем Соболем, направленным в республику по распоряжению главы СК РФ Бастрыкина. Сотрудники СМГ представляют интересы потерпевших в целом ряде уголовных дел против чеченских силовиков, подозреваемых в похищениях и пытках. Одно из них — дело о похищении жителя Грозного Ислама Умарпашаева — получило международный резонанс. Это единственное уголовное дело о похищении человека, по которому в Чечне проводятся настоящие следственные действия, в том числе допросы и очные ставки с сотрудниками республиканского МВД.
На встрече с участниками пикета Рамзан Кадыров жестко «развел» в стороны матерей, добивающихся расследования по фактам исчезновения своих сыновей, и правозащитников, которые имеют смелость матерям помогать. Кадыров пообещал женщинам материальную помощь, льготное зачисление детей-сирот в школу хафизов* и категорически призвал не идти на поводу у «врагов чеченского народа»: «Я глубоко верующий человек, и мне хочется, чтобы вас не обманывали, не зарабатывали на вас деньги эти ребята (сотрудники СМГ. — Е. М.). Они не любят, ненавидят чеченский народ, клянусь именем Аллаха, они нас ненавидят. Они зарабатывают деньги на нас, на чеченцах…»
Это не первая «профилактическая беседа» с сотрудниками СМГ, которую проводят чеченские силовики, но впервые к их хору присоединились руководитель Следственного комитета по ЧР и прокурор Чечни (эти должности традиционно занимают приезжие, командированные в Чечню). Руководитель СК Виктор Леденев, не замеченный ранее в агрессии по отношению к правозащитникам, совершенно неожиданно заявил, что от сводной мобильной группы «один только вред», и отказался от проведения уже запланированного совместного семинара по международному праву. «Мы в ваших услугах не нуждаемся», — сказал Леденев. Прокурор Чечни Михаил Савчин, промолчавший почти всю встречу, также заявил, что «не намерен встречаться» и сотрудничать с СМГ.
Девятиминутный сюжет о том, как русские и чеченские силовики единым фронтом выступили против общего «врага», был показан в вечерних новостях по местному телевидению.
Елена Милашина
http://www.novayagazeta.ru/politics/52938.html
04.06. 12.