Цель визита Клинтон очевидна – это попытка прибрать к рукам Южный Кавказ в плане окружения Ирана и превращения Южного Кавказа в плацдарм для возможных военных действий против Ирана, для психологического давления на него, а кроме того, вытеснения оттуда России. И ключевым вопросом в данном случае, конечно, является азербайджано-армянский конфликт, который в последние дни, именно в связи с этим визитом, резко усилился. Как известно, в Газахском районе идут столкновения между группами спецназа с армянской и азербайджанской стороны. И есть потери с обеих сторон.
Это совершенно четко встречная игра Южного Кавказа по поводу этого визита. Страны Южного Кавказа обостряют ситуацию именно в контексте своих возможных требований и договоренностей с Соединенными Штатами.
Я думаю, Хиллари Клинтон привезла пакет предложений всем участвующим сторонам. То есть и Грузии и Армении, и Азербайджану. Но главная задача США – это отнять у Ирана и у Москвы Армению в качестве союзника и актора (субъекта) на арене действий в Южном Кавказе.
Скорее всего, там привезены определенные гарантии Еревану по поводу судьбы Нагорного Карабаха. Возможно, эти предложения не могут полностью устроить Баку. И происходящее сейчас – это встречный шантаж и давление южнокавказских сторон на американского арбитра. Но то, что Штаты во главу угла ставят изоляцию Ирана с севера и вытеснение России, как игрока, с данного поля, у меня не вызывает сомнения.
Позиция России в данном случае очень сложная. Москва изначально зашла в тупик. Причем в тупике она оказалась это еще со времен Горбачева, сделав полностью ставку на поддержку армян.
Я говорю – изначально. То есть до девяностого года, до ввода Горбачевым войск в Баку. Пока не наступил так называемый «черный январь», Азербайджан был более пророссийским, чем Армения. Тогда у Москвы были более позитивные и интересные возможности строить отношения с Азербайджаном. Но, после безоговорочного одобрения Горбачевым территориальных претензий Армении в Нагорном Карабахе, отношения с Баку были непоправимо испорчены. А в перспективе это была так же порча отношений и с Ираном и превращение Азербайджана в этакого сателлита Турции.
Все вышеперечисленное было сделано руками тогдашней Москвы и после отношения развивались в одностороннем порядке. Переиграть теперь сложившуюся ситуацию крайне сложно. Тут необходимы политические революции во всех трех столицах южнокавказских республик.
Все трех, потому что в отношении Грузии Россия уже с восемьдесят девятого года взяла не тот вектор развития. Собственно говоря, это была опять-таки горбачевская политика – привести Звиада Гамсахурдиа к власти в Грузии. Далее ситуация получила развитие, когда Грузия, при непосредственном участии России, потеряла Абхазию.
Все это превратило Москву в смертельного врага, и примириться с Россией при любом раскладе, даже при многократной смене президентов, сейчас невозможно.
Поэтому я, на сегодняшний день, при нынешнем раскладе, при нынешнем наборе политических данных, что в России, что в трех этих странах – не вижу возможности как-то изменить ситуацию в пользу России. Только полная перезагрузка может изменить обстоятельства. А для этого необходимо обновление политического класса в общем.
Россия сама создала такую конфигурацию, и предоставила возможность пользоваться этой конфигурацией своим оппонентам. Этот расклад был предопределен более двадцати лет назад, еще в конце советской эпохи. Идеальный расклад для того чтобы туда влезло НАТО, влезли Соединенные Штаты. Именно тогда были заложены фундаментальные основания для конфликта. Ведь в этом направлении все стороны – обижены.
Грузия обижена потерей Абхазии в начале своего исторического пути к суверенитету. Повторюсь, Абхазия была потеряна при непосредственном участии России.
Далее – потеря Южной Осетии. То есть, Грузия имеет Москву в качестве виновника своих бед, в качестве виновника своего униженного положения. И она изначально выбрала проамериканский вектор развития
Если говорить об Армении, то она захватила Карабах при явной поддержке Москвы. И это была постановочная позиция.
Армения – это единственная из трех южнокавказских республик, зависящая от доброй воли Москвы и, соответственно, Тегерана. Но Армения сама – это все время слабеющий, практически исчезающий фактор. Ей перекрыт кислород, оттуда идет постоянный отток людей. И, в принципе, США может здесь исполнять роль просто приглашенной иностранной силы. Чуждой, но необходимой этому региону силы, которая сможет дать армянам гарантии вместо России.
Соединенные Штаты будут пытаться изменить и азербайджанскую, так называемую, мультивекторность. То есть, попытку играть на всех столах сразу. Они, естественно, будут склонять Азербайджан к антииранской, пронатовской позиции. Для того чтобы окончательно превратить эту республику в НАТОвскую площадку. Для этого нужно дать Азербайджану какие-то гарантии по поводу Еревана, пойти навстречу их взаимным претензиям, выступить в качестве гаранта их выполнения.
Россия не может этого сделать. Потому что Россия дает гарантии исключительно Еревану. Это, как я уже отмечал выше, наследие еще горбачевской политики. И здесь Москве никто не будет верить, потому что она утратила тот политический капитал, который бы позволил ей начать игровую партию заново. То есть Москва собственными руками создала для НАТО такую возможность – влезть в Южный Кавказ в качестве арбитра. А они, конечно, будут создавать непоправимые, можно сказать, катастрофические последствия и для России и для ее союзников в этом направлении.
http://kavpolit.com
08.06.12.