Адвокат и блогер Алексей Навальный, кандидат от миллиардера Александра Лебедева, реализует на практике свои идеи управления предприятием после избрания в совет директоров Аэрофлота. Удивительно, но Кремль, которому принадлежит 51% авиакомпании, не стал этому препятствовать.
Времена в России, похоже, меняются. Четыре года назад перешедший в оппозицию знаменитый чемпион мира по шахматам гари Каспаров заявил, что не прикоснется к еде в самолетах Аэрофлота, потому что боится, что его отравят. Сегодня же в совете директоров крупнейшей российской авиакомпании оказался один из его соратников по антипутинской оппозиции. В понедельник его кандидатура была утверждена по представлению банкира Александра Лебедева, которому принадлежит 15% Аэрофлота.
Лебедев – это практически уникальный случай для российских деловых кругов, один из немногих бизнесменов, которые пытаются поддерживать хоть какие-то связи с оппозицией после ареста Михаила Ходорковского. Банкир отнюдь не воздерживается от критики правительства и вместе с Михаилом Горбачевым является владельцем оппозиционной «Новой газеты».
Логичный выбор
Его решение назначить своим представителем Алексея Навального может показаться рискованным с политической точки зрения, но по сути оно совершенно логично. До того как стать любимым оратором десятков тысяч людей на антипутинских демонстрациях в декабре прошлого года, Навальный еще с 2007 года заработал известность как ярый защитник прав миноритарных акционеров. Как он сам объясняет, его решение заняться политикой во многом объясняется плачевными результатами борьбы с руководством крупных российских компаний (ВТБ, Роснефть, Транснефть), которые контролируются государством и управляются совершенно непрозрачным образом с нарушением прав миноритарных акционеров. Невозможность добиться прозрачности счетов предприятий, которыми управляют приближенные Владимира Путина подтолкнула этого адвоката к созданию сайта rospil.ru (нечто вроде посвященного борьбе с коррупцией Wikileaks), а затем уже собственно политической деятельности.
Максимальная прозрачность
Алексей Навальный намеревается использовать директорское кресло в Аэрофлоте для продвижения своей программы управления предприятием, которая заключается в максимальной прозрачности и в частности подразумевает разглашение любых сведений о недобросовестном поведении (в том числе через анонимные источники). Таким образом, он рассчитывает расширить роль независимых директоров в крупных компаниях, которые чаще всего не имеют почти никакого влияния. Рынок с оптимизмом воспринял новости об этом назначении. В отсутствии других сообщений о компании стоимость акций Аэрофлота на ММВБ поднялась на 0,7%.
Многие были удивлены согласием Кремля, который считает Аэрофлот одним из своих стратегических активов, с назначением Навального. С другой стороны, оборот авиакомпании в сто раз меньше, чем у нефтяных и газовых гигантов, таких как Роснефть и Газпром. Получается, что Кремль всего лишь бросил кость Навальному, политическая деятельность которого, кстати говоря, приносит ему каждодневные проблемы с полицией.
(«La Tribune«, Франция)
27.06.12.