Российские власти грозят ответными действиями, если в США примут так называемый «Закон Магнитского». Профильный комитет Сената США одобрил законопроект, предусматривающий введение визовых и экономических санкций для российских чиновников, так или иначе причастных к гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Правозащитники подобные меры приветствуют, а мнения депутатов Государственной думы разделились.
Запрет гражданам США въезжать в Россию и отказ от создания в Ульяновске перевалочного пункта НАТО. Такими могут быть ответные меры российских властей в случае принятия в США «закона Магнитского». Пересмотреть отношения с НАТО предложил вице-спикер Государственной думы, депутат от КПРФ Иван Мельников, который заявил, что считает недопустимым превращать «дело Магнитского» в антироссийскую кампанию. Именно так, по его мнению, развиваются последние события, связанные с законопроектом, предполагающим визовые и экономические ограничения для части российских чиновников и представителей правоохранительных органов. По словам Мельникова, с принятием «закона Магнитского», можно будет говорить «о создании инструмента для внесудебного преследования российских граждан, которые по тем или иным причинам окажутся неугодными американским властям».
Похожей точки зрения придерживается и первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по международным делам, депутат «Единой России» Андрей Климов, прогнозирующий ухудшение российско-американских отношений в случае принятия «закона Магнитского»:
— Вся мышиная возня вокруг этого, так называемого, закона уже портит атмосферу. Закон — хамский и, с моей точки зрения, средневековьем отдает, потому что там нет никакого понятия о презумпции невиновности и любой состязательности сторон. Просто одно государство влезает грубо в юрисдикцию другого государства, на основании односторонней информации делает заключения о виновности людей и раздает наказания, как будто это — судебный орган. Что касается ответных шагов, я за всю Россию сказать не могу, но сам являюсь автором законопроекта, который был, между прочим, написан еще в прошлом году. Суть его такова: российские парламентарии вправе ставить вопрос перед нашими национальными органами исполнительной власти о санкциях по отношению к тем должностным лицам зарубежного государства, которые своими действиями или бездействиям грубо нарушили права наших соотечественников за рубежом, говорит Андрей Климов.
В Министерстве иностранных дел России поговаривают об ответных мерах «с негативными последствиями для всего комплекса российско-американских отношений», принятие которых окажется неизбежным в случае, если США утвердят «закон Магнитского». Правда, что именно может предпринять российская сторона, — не поясняется.
Заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков убежден, что большинству россиян не о чем беспокоиться: «закон Магнитского», в случае его принятия, коснется небольшой группы чиновников:
— Конечно, это обидно, когда страну наказывают, но давайте говорить откровенно: коррупция нашей власти, жуликоватость наших чиновников — это притча во языцех во всем мире. Безусловно, там может быть элемент необъективности, но, с другой стороны, что еще может противопоставить Запад тотально коррумпированному государству? Причем ведь решение — просто закрытие въезда в США. Ну и не ездите туда, что в этом страшного? Наша элита, на самом деле, имеет двойные стандарты: с одной стороны, она костерит Америку, а с другой стороны — отправляет туда детей учиться, едет лечиться, рожать, жить, покупать там роскошные апартаменты, при этом оставаясь ура-патриотами, — отмечает Геннадий Гудков.
Большинство российских правозащитников одобряют инициативу сенаторов США, предложивших ввести визовые и экономические санкции для тех представителей российских властных структур, которых на Западе считают прямо или косвенно причастными к гибели Сергея Магнитского.
По словам руководителя Фонда «Общественный вердикт» Натальи Таубиной, в подобной практике нет ничего противоречащего основным принципам права:
— Такие инициативы не являются уникальными. В тех случаях, когда только политическое и экономическое давление способно повлиять на ситуацию, принимаются подобные санкции. То есть, с моей точки зрения, данное действие вполне адекватно. Я не вижу тут вмешательства во внутренние дела России. Речь идет об экономических ограничениях применительно к отдельным государственным чиновникам, которых США рассматривают как виновных в смерти Магнитского. Это же не вопрос наказания, это вопрос ограничений, связанных с экономической деятельностью. И это довольно распространенная практика…
В конце октября 2011 года похожий законопроект был внесен в парламент Канады. С аналогичным предложением к французскому Министерству иностранных дел обратился депутат национального собрания Франции Жак Ланг. А в декабре 2011 года депутаты Европарламента предложили ввести «повсеместный запрет на территории Евросоюза на въезд и замораживание финансовых активов лиц, причастных к истязаниям и гибели С.Магнитского, а также к укрывательству совершенных преступлений по данному делу».
(«Radio Free Europe / Radio Liberty«, США)
28.06.12.