Главная » Все Новости » События » Москва и режим Асада – дипломатия на фоне трагедии

Москва и режим Асада – дипломатия на фоне трагедии

Можно ли повлиять на ход сирийских событий?

Как заявила госсекретарь Хиллари Клинтон, она находит «недопустимым» то обстоятельство, что Россия и Китай продолжают блокировать мирное урегулирование сирийского конфликта, продолжая поддерживать официальный Дамаск.

«Не думаю, что Россия и Китай сегодня отдают себе отчет в том, как дорого обойдется им их бездействие и помощь режиму Асада», – сказала глава внешнеполитического ведомства США в пятницу 6 июля.

«Мы продолжаем призывать [руководство России] использовать свое влияние на режим, чтобы добиться перемен», – заявил в минувший четверг представитель Госдепартамента США Патрик Вентрелл, выступая перед журналистами.

Накануне министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил, что в ближайшее время представители сирийской оппозиции во главе с новым руководителем Сирийского национального совета (СНС) посетят Москву.

«Мы приветствуем это, – сказал Патрик Вентрелл. – Россияне приняли участие в каирской конференции [оппозиционных сирийских движений] и явно проявляют все больший интерес к оппозиции».

По мнению профессора политологии Томаса Ремингтона из Университета Эмори, терпение госсекретаря США в вопросе разрешения сирийского вопроса подходит к концу; именно поэтому ее критика в адрес Москвы и Пекина становится более жесткой.

«Эти заявления госсекретаря США демонстрируют, что она очень сильно раздосадована позицией России по плану Кофи Аннана, предусматривающему урегулирование ситуации в Сирии. С одной стороны, Москва пытается быть солидарна с международным сообществом, а с другой – она продолжает поддерживать сирийское руководство. Мне кажется, Клинтон очень устала от этой двойственной позиции Пекина и Москвы по сирийскому вопросу. Оба государства отказываются окончательно определиться, кого же они поддерживают: официальный Дамаск или оппозиционные силы. Россия и Китай сейчас являются главными препятствиями на пути мирного урегулирования этого конфликта», – заявил в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Ремингтон.

Существует, правда, и другой вопрос – способен ли Кремль оказать существенное влияние на ход сирийских событий? И в первую очередь – на сирийское руководство?

«Россия может давить на Асада,– считает научный сотрудник Института США и Канады, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Александр Шумилин, – но еще не было признаков того, что он поддается этому давлению, если не считать некоторых косметических мер: выборы, какие-то отдельные шаги, которые даже перечислять не хочется – потому что они не осуществимы».

По мнению Шумилина, Асад использует Россию как прикрытие. «И в этом – главная проблема России, – констатировал эксперт. – Она не может на него давить и не может от него отступиться. Это западня».

По словам представителя московского комитета «В защиту сирийской революции» профессора Махмуда Хамзы, оппозиция полтора года ждала, пока российское руководство заявит о готовности обсуждать будущее Сирии без Асада.

«Более двадцати тысяч человек погибло за это время, – напомнил Хамза в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Переговорный процесс идет чрезвычайно медленно. Хочется, чтобы международное сообщество взяло ситуацию в свои руки, чтобы надавить на режим Асада и немедленно остановить кровопролитие».

Сирийский режим должен неукоснительно выполнять план Кофи Аннана, убежден Махмуд Хамза. «Если он его не выполняет, – подчеркнул эксперт, – тогда нужен другой разговор».

По мнению Вячеслава Матузова, возглавляющего общество дружбы России с арабскими странами, отставка Башара Асада зависит не от Америки, не от России, а лишь от самого сирийского лидера.

«Пусть кто попробует его уговорить уйти в отставку», – сказал Вячеслав Матузов. И уточнил: «Судя по последним заявлениям Асада, он к этому не готов».

События тем временем развиваются стремительно. Как сообщило 6 июля агентство «Ассошиэйтед пресс», руководители СНС призвали «Друзей Сирии» рассмотреть вопрос о создании бесполетной зоны.

Иначе Асада не победить, считает Махмуд Хамза. «Оппозиционная армия, – продолжает он, – сильно мешает режиму. Все видят, что Асад ведет себя крайне нервозно. Но при этом он использует против народа тяжелую технику, танки и даже военные самолеты. Ситуация действительно критическая».

У Вячеслава Матузова – другое мнение. «Введение беспилотного режима, – считает он, – означает военную интервенцию. Россия четко и определенно сказала: никаких санкций Совета Безопасности на эту тему не может быть принято никогда».

Дискуссии о сценариях преодоления сирийского кризиса продолжаются.

Своим мнением на этот счет с Русской службой «Голоса Америки» поделилась председатель Американской комиссии по международной религиозной свободе Катрина Лантос-Суэтт.

«В Сирии, – подчеркнула она, – сложилась глубоко трагическая ситуация. Эскалация насилия продолжается. И это чрезвычайно тревожит тех, кто делает политику в США. Особенность ситуации – в том, что Асада прикрывает и поддерживает Россия. И это затрудняет предпринимаемые Соединенными Штатами и другими представителями международного сообщества попытки предпринять более решительные действия, с тем, чтобы отстранить Асада от власти. Мы знаем, что Россия придает Сирии большое значение – с точки зрения своих интересов в регионе. Речь идет, в частности, о российской военной базе. Именно Россия не дает возможности применить к Асаду более эффективные санкции, поставляя ему оружие и, таким образом, давая ему возможность удерживаться у власти. По-моему, Россия не собирается отказываться от поддержки Асада. И это большое разочарование – видеть, как Россия защищает режим, запятнавший себя такими зверствами по отношению к собственному народу – и полностью утративший легитимность».

Русская служба «Голоса Америки»«, США)

07.07.12.