Россия направила в Средиземное море отряд военных кораблей, которые посетят, в числе прочего, сирийский порт Тартус, сообщает в статье для Foreign Policy Марк Катц, профессор университета Джорджа Мейсона. По данным автора, речь идет как минимум о трех десантных кораблях-амфибиях, способных перевозить бронетехнику и десятки морских пехотинцев.
«Если вышеупомянутые силы действительно прибудут в Сирию, это будет означать, что вовлеченность Москвы в события в этой стране значительно расширится», — пишет автор. На его взгляд, Кремль дает понять Америке и другим державам, что сохранение российской базы в Тартусе для него — приоритетная задача.
Но Катц предостерегает: «Этот шаг вряд ли поможет сохранить российское влияние в Сирии и во всем регионе — наоборот, он может его подорвать».
Почему Москва дорожит Тартусом? Россия не может быстро передислоцировать свой Черноморский флот в Средиземное море, так как число военных кораблей, которым разрешено проходить через Босфор и Дарданеллы, ограничено международными договорами. На данный момент Тартус — единственная российская база ВМФ за пределами бывшего СССР, говорится в статье.
Если бы российское правительство более объективно отнеслось к восстанию против режима Асада, у него был бы шанс договориться с новыми властями Сирии насчет Тартуса, считает автор. Сирийский национальный совет в 2011 году предлагал Москве сохранить доступ к базе, пишет автор со слов неназванного «члена СНС, участника переговоров с Россией». Но Кремль поддержал гонения, развязанные Асадом, так что некий новый режим, вероятно, выдворит россиян из Тартуса.
Со своей стороны, российские эксперты обвиняют Вашингтон в двойных стандартах. «По мнению Москвы, США негласно одобрили подавление демократического оппозиционного движения в Бахрейне, так как стремятся сохранить там свою базу ВМФ», — пишет автор. На его взгляд, Россия ожидает от Вашингтона ответной услуги: «пусть не возражает против российской поддержки (отнюдь не масштабной, по словам Москвы) гонений на сирийскую оппозицию (далеко не демократическую, как уверяет Москва)». А нынешняя позиция США трактуется Москвой как желание изгнать ВМФ России с Ближнего Востока.
Чего же Москва надеется добиться, разместив в Тартусе своих морских пехотинцев? — вопрошает автор. В июне сообщалось, что задача планируемой миссии — защита российских граждан в Сирии и, при необходимости, вывоз техники из порта.
«Возможно, Москва также надеется, что дислокация морпехов поможет режиму разгромить противников или сохранить доступ России к Тартусу, если режим потерпит неудачу», — говорится в статье. По мнению автора, эти задачи малодостижимы, поскольку Россия направляет всего несколько сот военных.
Между тем есть вероятность, что сирийская оппозиция начнет нападать на этих морских пехотинцев, а также вообще на российских специалистов в Сирии. «В Сирии и в арабском мире в целом такие акции явно будут приветствоваться: российская поддержка Асада вызывает все большее раздражение», — говорится в статье.
Автор считает атаки на россиян вероятными: «Сирийские оппозиционные силы разобщены, и борьба за власть между ними только обострится, если режим Асада падет или сильно зашатается. Одна или несколько этих группировок могут счесть, что атаки на российские силы в Сирии — отличный способ повысить свою популярность и легитимность по сравнению с другими».
Если на россиян действительно нападут, Москве придется выбирать из двух неблагоприятных сценариев: вывести морпехов и тем самым ослабить режим Асада или увеличить контингент и вместе с тем риск увязнуть в сирийском конфликте. Оба варианта могут нанести колоссальный ущерб репутации Путина и в России, и на международной арене, считает Марк Катц.