Кому выгодна наша внеблоковость, или Как мы мирили НАТО и Россию
До прихода нынешнего президента в большую политику — в 2002 году на должность премьер-министра — уже была создана платформа отношений Украина — НАТО, на которую Виктор Янукович мог вполне уверенно опираться. Первые серьезные шаги по вступлению в НАТО были сделаны в марте 1995 года, когда наше государство подписало соглашение о безопасности между правительством Украины и Организацией Североатлантического договора. Далее, в июле 1997 года, в рамках саммита глав государств и правительств НАТО в Мадриде руководителями НАТО и президентом Украины была подписана «Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО». 15-летие именно этого документа мы отмечаем в нынешнем году.
Но особо активно вступлением в Альянс наша страна занялась в 2002 — 2003 гг. Было немало препятствий — и внутренних, и внешних, но тем, кто на самом деле болел за это судьбоносное событие, удавалось продвигать страну в североатлантическом направлении. Никогда ни до, ни после 2002 года Украина не была так близка к вступлению в эту организацию. В мае 2002 года на заседании Совета национальной безопасности и обороны под председательством секретаря Евгения Марчука было принято новую стратегию отношений с НАТО, конечной целью которой стало членство Украины в Североатлантическом альянсе. Стратегию утвердили в парламенте — «за» проголосовала даже Партия регионов!..
Однако затем все ушло в пароходные свистки. Причин такого крайне негативного развития событий, как всегда, несколько.
Во-первых, и это самое главное, для самого Леонида Кучмы это было не выбором направления демократического переустройства страны, обеспечения ее внешней безопасности, а попыткой шантажировать соседнюю Россию и желанием получить от нее дополнительные преференции. Нынешняя же правящая Партия регионов в течение 2002 — 2004 гг. была приверженцем не только широкого сотрудничества между двумя сторонами, но и членства Украины в НАТО. Перелом произошел в 2004 году, когда, ориентируясь на юго-восточные области и Крым, Янукович начал постепенно отступать от сделанных ранее заявлений. И эта тенденция сохранилась до сих пор.
При Викторе Ющенко, несмотря на прозападную риторику, информационное обеспечение евроатлантического курса было фактически свернуто, что обернулось в 2010 году бессмысленным лозунгом о внеблоковости при Януковиче. На этом этапе внутренняя сила в стране, которая потенциально могла бы двигать ее в НАТО, оказалась исчерпана — и это прежде всего ответственность слабых украинских политиков, которые даже сами себе не могут признаться ни в своей слабости, ни в своем низком уровне, ни в своем несоответствии задачам, стоящим перед страной.
Во-вторых, в Москве серьезно занялись возведением препятствий и раскидываем бревен на возможном пути Украины в НАТО. Вплоть до угрозы применения силы. Ведь одной из целей агрессии России против Грузии было заблокировать ее вступление в Альянс, так как в него не принимают страны, имеющие территориальные проблемы с соседями. И не только Грузия была целью в кавказской войне 2008 года. Украина наглядно предупреждалась о том, что Россия ни перед чем не остановится, чтобы не допустить вступления Киева в НАТО.
Наша власть ведет двойную игру. С НАТО сотрудничает, но не больше. О том, что безопасность страны под постоянной угрозой со стороны агрессивного соседа, не говорят. Создается иллюзия безопасности, и об этом нужно помнить, отмечая 15-ю годовщину подписания Хартии Украина — НАТО.
13.07.12.