11 июля сего года прошло по всем меркам грандиозное событие – в Чечню прибыли реликвии Пророка Мухаммада, мир ему, которые были выставлены в Центральной мечети Грозного, в «Сердце Чечни». Сложно переоценить такое важное для мусульман событие, как в свете религиозного, так и исторического аспектов. Люди стали прибывать уже с вечера 11-го июля со всего Северного Кавказа, да и не только: http://bit.ly/OVScGk. Реликвий было – 16, 4 из которых остались в республике после подписания 13 июля договора о хранении между Главой хазраджитов, хранителя реликвий шейха Ахмада, и Главой Чеченской республики Р. Кадыровым. Примечательно, что по подписанию этого договора Р. Кадырову было присуждено звание хранителя священных реликвий. Несомненно, факт позитивный для Чечни.
Но как часто это бывает — позитивному сопутствует негативное. Начну с того, что на страничках некоторых СМИ в сети появилась цифра в 4 миллиона человек, посетивших за 4 дня соборную мечеть. Это не так, да и невозможно. Кому-то видать неймется создать пустое, раздутое рядом с явлением достойным и почётным. По моим прикидкам, основанных на реальных данных, в те дни посетило мечеть не более 300 тыс. человек. Чему подтверждением могут являться слова непосредственно одного из организаторов мероприятия З. Сабсаби, сенатора ФС и помощника Главы республики, озвучившего на одной из встреч с последним такое: «…несколько сот тысяч мусульман».
Далее. Хочется затронуть тему сопутствующих любому явлению – тему мифологизации. К примеру, высказывания одного из известных местных улемов А. Шахидова, посоветовавшего тем, кто не смог посетить мечеть, найти людей, посетивших её и …. заглянуть им в глаза, при этом, сказав им: «твои глаза видели святые реликвии, дай мне получить баракат (благодать) от них»! Не знаю, как трактовать это, но скажу, что такому я не нашёл основания в Исламе. Это мне напомнило что-то из греческих мифов о голове медузы Горгоны. Значит, те, кто сидел дома и по ТВ смотрел также «освящены»? Более того, некоторые вообще сравнили эту выставку с посещением могилы Пророка, мир ему. Следуя такой логике, вообще можно договориться до самого сумасбродного.
Также, не могу согласиться, что данную выставку можно считать ТАБАРРУК. Поясню, табаррук — это поиск благодати у Всевышнего посредством прикосновения к вещам или волосам Пророка, мир ему. Именно к тому, что непосредственно связано только с ним. При этом, уповая не на указанные предметы, а на помощь и волю Всевышнего, осознавая, что это деяние есть сабаб (причина), а не источник исполнения. Прихожанам в те дни не довелось это сделать. Я понимаю стремление организаторов, установивших некую поточность, желая, чтобы как можно больше людей посетили реликвии. Но людям, не только запрещали прикасаться, (кроме некоторых избранных), но их постоянно подгоняли, время от времени, указывая на дверь. Так что, кроме собственных теплых впечатлений от самого процесса прохождения по мечети, мало кому удалось рассмотреть их. Поведение некоторых охранников тоже оставляла желать лучшего. Если что-то с нервами, то надо дома сидеть, не мучить, ни себя, ни людей, так я думаю.
В целом, это событие можно охарактеризовать именно как выставку, выставку реликвий одного из самых почитаемых людей на свете.
экономист, Чеченская республика
http://www.publicpost.ru/
24.07.12.