Олимпийский комитет США обнародовал призовые выплаты за медали Олимпийских Игр-2012 в Лондоне.
Вернее, подтвердил, что «цена» медалей не изменится. С 2002 года за золотую медаль американский атлет получает $25 000, за серебро — $15 000, за бронзу — $10 000.
При этом в США нет российской практики, когда губернаторы дарят олимпионикам квартиры с «барского плеча», а на самом деле — за счет государственных, то есть народных средств, и регионы не отсыпают еще мешок денег «местным героям», большинство из которых и не родились, и не выросли, и не живут в этих самых регионах.
Конечно, бизнес добавляет своим атлетам — и иногда весьма щедро. К примеру, фирма Speedo за 8 золотых медалей в Пекине-2008 дала Майклу Фелпсу 1 миллион долларов. Но и российские атлеты высочайшего класса тоже получают от спонсоров немало.
Кстати, Фелпс свой миллион пожертвовал на благотворительность.
В России размер государственного вознаграждения в нулевых ушел в космические высоты.
За золото Лондона-2012 атлет получит 4 миллиона рублей ($125 000), за серебро — 2,5 миллиона ($78 000), за бронзу — 1.7 миллиона рублей ($53 000).
Но, как уже сказано, это только верхушка айсберга. Реальные выплаты намного больше — квартиры, дорогие машины, стипендии, подарки, повышения в чинах и т.д.
Казалось бы, что именно Россия, в которой уже с Олимпийских Игр-1996 выплачиваются только официальные призовые в разы больше, чем в США, и должна уже давно стать лидером в профессиональном спорте.
Но так не работает. Сравним цифры.
В Пекине-2008: США — 110 медалей, РФ — 73 медали. В Ванкувере-2010: США — 37 медалей, Россия — 15 медалей.
Официальная цель Олимпийской сборной в Лондоне-2012 — 3-е общекомандное место.
Что касается развития спортивной инфраструктуры в России, то наша страна находится, наверное, примерно там же, где и в списке коррумпированных стран Transparency International — далеко в конце списка.
Может, все-таки неправильно тратятся деньги, выделяемые на спорт из госбюджета?
Топ-атлеты не должны быть бедными в современной индустрии спорта — они же не китайские рабочие на спортфабриках, которые шьют дорогущие кроссы «Найка» и «Адика» за копейки. Спорт высших достижений уже давно является большим и прибыльным бизнесом, и атлеты должны иметь в этом бизнесе свою часть прибыли соразмерно своим достижениям.
А государство, главным образом, должно участвовать в развитии спортивной инфраструктуры, доступной для всех, а не исключительно финансировать содержание сборных команд, которые все больше тренируются за пределами России. Что очень понятно и объяснимо — в России-то негде!
Если бы я был сейчас тренером атлета мирового уровня, то всеми силами стремился бы тренироваться в Европе и Штатах. А может, и в Новой Зеландии, как в последние два года делает сборная России по лыжным гонкам.
Есть и более радикальные примеры госфинансирования профессиональных атлетов, чем в США.
Шведский лыжник Бьорн Линд за свои 2 золотые медали на Олимпийских Играх-2006 в Турине от государства и Олимпийского комитета получил… НОЛЬ.
Но это не помешало ему купить такой же «Порше», как у Евгения Дементьева. Линд заработал деньги, став лицом крупных шведских компаний.
При этом глупо сравнивать развитие спорта как социального явления в Швеции и в России. В Швеции в каждой деревне есть стадион, а в России?
Но совсем неглупо сравнивать медальные достижения США и России.
12 августа сравним.
Хотя, если учесть, что бронзовый россиянин получит в 2 раза больше, чем золотой американец, можно смело сказать, что российские атлеты уже выиграли свои Игры у лучшей спортивной державы в мире.
Василий Парняков
Источник: www.publicpost.ru
11.08.12.