В Грузии приближаются парламентские выборы, спустя полгода выборы президента. Ситуация постепенно накаляется. Силы, разрушившие молодое неокрепшее государство в начале 90-х прошлого века, убившие всенародно избранного президента Звиада Гамсахурдиа и подчинившие Грузию интересам России, снова в строю и готовы к бою. Сценарий прежний – криминал, политические маргиналы, деньги и политическая поддержка из сопредельного государства, но есть и существенная разница. Тогда у молодого государства не было собственных денег, вооруженных сил, экономики, зато в нем оставались 300 тысяч членов компартии, российские военные гарнизоны и мощная агентура Центра, в которую были вовлечены многие представители так называемой интеллигенции. И был президент-диссидент, самозабвенно влюбленный в свою страну и не допускающий мысли, что грузины будут воевать друг с другом, хотя сын своего отца прекрасно знал примеры предательства из истории Грузии.
В Грузии сегодня новая политическая элита, взращенная во многом стараниями нынешнего президента, человека исключительной воли и также влюбленного в свою страну, как ее первый президент. Молодые люди во властных структурах получили образование в Европе и США и приобщились к западным ценностям. Грузия на марше. Из сатрапии распавшейся империи она превратилась в полноценное государство, в одну из самых некоррумпированных, безопасных и либеральных стран мира с минимальными налогами и минимальной бюрократией. Грузия в строительных лесах: строятся дороги, аэропорты, тоннели, коммуникации, курорты, реставрируются целые кварталы городов и уникальные памятники культуры. Грузии удалось добиться главного – «сделать из государства для граждан друга».
Предстоящие выборы активизировали темные силы, пытающиеся вернуть Грузию в прошлое. На роль их духовного лидера претендует Эдуард Шеварднадзе, бывший министр иностранных дел СССР, которому Россия обеспечила второе пришествие в Грузию. Молодому поколению он мало знаком. Между тем жизнь Шеварднадзе переплелась с Грузией самым тесным образом. Более полувека он держит Грузию за горло. Это тот человек, который на пике своей партийной карьеры с трибуны XXIV съезда КПСС произнес достойные имперскому сатрапу слова: «Солнце для Грузии взошло с Севера».
Эдуард Шеварднадзе родился в1928 году в селе Мамати Ланчхутского района Грузии в семье школьного учителя русского языка. После окончания восьмилетки в родном селе поступил в Тбилисский медицинский техникум. В 18-летнем возрасте становится инструктором Орджоникидзевского райкома ЛКСМ Тбилиси, через два года заведует орготделом этого же райкома. В 1951 году оканчивает партийную школу при ЦК КП Грузии и назначается инструктором ЦК республиканского ЛКСМ. Спустя два года он уже первый секретарь Кутаисского горкома ЛКСМ. В 30-летнем возрасте окончил заочное отделение исторического факультета Кутаисского педагогического института. Его путь в большую политику начался в 1956 году после расстрела 9 марта молодежи в Тбилиси. Тогда 28-летний Шеварднадзе возглавлял Кутаисский горком комсомола. Он выступил с осуждением участников манифестаций, поддержав генеральную линию партии. Многие в Грузии расценили этот поступок Шеварднадзе как предательство. Такая лояльность не осталось без внимания Москвы. В 1957 году он избирается первым секретарем ЦК комсомола Грузии. Затем его переводят на партийную работу: первый секретарь Мцхетского горкома КПСС (1961 Г.), первый секретарь Первомайского райкома КПСС г. Тбилиси (1962 г.). В 1964 году назначается первым заместителем министра внутренних дел Грузии, через год возглавляет указанное министерство в течение 8 лет. В 1972 году избирается первым секретарем Тбилисского горкома КПСС. В том же году Шеварднадзе становится первым лицом в партийной иерархии республики и в течение 13 лет возглавляет ЦК Компартии Грузии. В 1978 году — кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1985 году назначается министром иностранных дел СССР, на протяжении 29 дней — министр внешних сношений СССР, глава Внешнеполитической ассоциации. «За особые заслуги перед социалистической родиной» награжден Звездой Героя Социалистического труда, 4 орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени, другими знаками отличия.
9 апреля 1989 года на участников мирного митинга в Тбилиси, выступающих с лозунгами выхода Грузии из состава СССР и восстановления ее государственности, было совершено нападение войск Советской армии, стоившие жизни многим из них. Эта акция необычайно активизировала население Грузии и настроила его против коммунистического правления. 28 декабря 1990 г. состоялись первые в СССР демократические многопартийные выборы в новый Верховный Совет. С большим преимуществом победил блок «Круглый стол – Свободная Грузия». Его спикер Звиад Гамсахурдиа избирается председателем ВС. 9 апреля 1991 г. ВС принимает Акт о восстановлении государственной независимости Грузии. 26 мая 1991 г. Звиад Гамсахурдиа на всеобщих прямых выборах избирается первым президентом Республики Грузия. Между тем Россия не признает ее в качестве самостоятельного государства, оказывает экономическое давление, отказывается вывести свои войска, открыто поддерживает оппозицию, которая выступала с призывами к неподчинению и насильственному свержению законной власти, создавала собственные военизированные формирования, блокировала центральные городские магистрали в столице республики.
Оппозиция финансировалась из Москвы. Она получила не менее 65 млн рублей, сумма огромная по тем временам. Утром 22 декабря 1991 г. начался штурм здания ВС и правительства. Против правительственных сил выступали гвардия Китовани и военизированное формирование «Мхедриони» (Всадники), возглавляемое выпущенным из тюрьмы Джабой Иоселиани. Закавказский военный округ снабжал мятежников танками, ракетными установками, в неограниченных количествах доставлялись боеприпасы. С подмосковного военного аэродрома «Чкаловское» на транспортных самолетах в срочном порядке были переброшены десантники Тульской и Псковской дивизий. На стороне мятежников принимал участие и спецназ ЗакВО. Российские военнослужащие работали в качестве снайперов, разведчиков, инструкторов, наводчиков гаубиц и ракетных установок, экипажей танков и другой бронетехники. Они непосредственно участвовали в захвате телевизионной башни.
7 января 1991 года, когда центр Тбилиси лежал в руинах, а на улицах города велась настоящая охота на «звиадистов», Шеварднадзе в Москве имел беседу с Джабой Иоселиани. 8 января он выступил по Центральному телевидению с приветствием «…победы демократических сил» в Грузии. По прибытии в Тбилиси 7 марта 1992 года в аэропорту он обратился к встречавшей его публике со словами: «Я приветствую грузинскую интеллигенцию, которая взяла в руки оружие».Страшные слова, слова большевика-насильника! «К Джабе Иоселиани отношусь с особым чувством уважения. С уважением отношусь и к Сигуа и Китовани. Они – герои». (Джаба Иоселиани был инициатором возвращения Эдуарда Шеварднадзе в Грузию). Все это дал повод многим в Грузии называть его «архитектором путча». Спустя несколько дней Шеварднадзе становится председателем созданного им же государственного совета. Как писала одна московская газета в те дни, «Грузия оказалась полигоном, на котором апробируется схема возвращения блудных секретарей». Своим первым заместителем Шеварднадзе назначает руководителя «Мхедриони» Джабу Иоселиани, 18 лет проведшего в тюрьмах за убийство, разбой и другие уголовные преступления.
В 1992-1993 годы «Мхедриони» был единственной опорой Шеварднадзе и вместе с тем единственной реальной силой, способной противостоять многочисленным сторонникам президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Главная функция «Мхедриони» и его руководителя как раз состояла в подавлении политических противников Шеварднадзе. Джаба Иоселиани и его ближайшее окружение возглавили криминальный передел собственности в Грузии, установили контроль над сырьевым потенциалом страны. Между тем Шеварднадзе предоставил «Мхедриони» статус государственной структуры под новым названием «Корпус спасателей». В нарушение закона его члены получили разрешение на ношение оружия. Пяти членам этой преступной организации Шеварднадзе присвоил звание генерала и раздал им высокие государственные награды. «Мои любимые дети» — так назвал Шеварднадзе мхедрионовцев. «Я люблю этого человека» — это он о Джабе Иоселиани. Фотоаппарат запечатлел поистине «исторический» момент: Джаба Иоселиани награждает Шеварднадзе медалью почетного члена «Мхедриони», Шеварднадзе «за вклад в демократические строительство в Грузии» награждает его высшим государственным орденом – орденом Вахтанга Горгасали.
Карательные экспедиции в Западной Грузии, расстрелы и избиения участников митингов, слежка, обыски, несанкционированные аресты, пытки политзаключенных, разгромы редакций и квартир сотрудников оппозиционных газет становятся нормой жизни Грузии. Только за 5 месяцев были совершены более шести тысяч уголовных преступлений, более 400 человек исчезли бесследно. Десятки вооруженных банд орудовали в республике. Грузия превратилась в пункт переправки наркотиков из Средней Азии и Европу. Введение купонов в обращение завершило полный развал экономики. Шеварднадзе для придания своей незаконной власти легитимности развернул невероятно жесткую пропаганду и агитацию в пользу выборов нового парламента и самого себя. Любые действия, даже высказывания против выборов пресекались самым решительным образом. Валерия Новодворская, вышедшая на площадь Руставели с плакатом в руках, призывающим не принимать участия в голосовании, была избита до потери сознания и на много дней брошена в настоящую темницу. Выборы состоялись 11 октября 1992 года. Как и ожидалось, «победили» сторонники Шеварднадзе. Иностранные наблюдатели сообщали о многочисленных весьма серьезных нарушениях закона о выборах. Целые районы Грузии не принимали в них участия. Во многих избирательных участках количество поданных голосов превышало число избирателей. Не прошедшие на выборах кандидаты от различных партий, тем не менее, получили мандаты депутатов по так называемым компенсационным спискам. Сам Шеварднадзе в единственном числе баллотировался в председатели парламента на всеобщих выборах и уже парламент выбирал его в качестве главы государства. Подобного опыта не знала еще ни одна страна мира.
В августе 1992 года войска Госсовета вступили в Абхазскую автономную республику. Официальная версия этой акции – защита транспортных путей от террористов. Но истинной причиной ее явилось желание Шеварднадзе подчинить себе перед выборами 280-тысячное грузинское население Абхазии, которое практически целиком поддерживало свергнутого президента и требовало его возвращения. Тем временем противостояние в Абхазии переросло в настоящую войну, в которой противной стороной были отнюдь не абхазцы. Задолго до появления грузинских военных в Абхазии шла весьма обстоятельная подготовка в войне. Сюда прибывали в большом количестве российские военнослужащие, казаки, боевики Конфедерации горских народов Кавказа, завозили военную технику. В действительности это была война между Россией и Грузией, фактически продолжением совершенного в Грузии государственного переворота, и она преследовала несколько целей – подчинение Грузии российским интересам, сохранение контроля над Черным морем, в значительной степени утраченного из-за потери Крыма, и недопущение альянса между Грузией и Северным Кавказом.
16 сентября 1993 года начался штурм Сухуми. Главнокомандующий и глава государства Шеварднадзе («если абхазцы войдут в город, я покончу с собой») и его окружение поспешно покидают город, бросив безоружное грузинское население на произвол судьбы. Десятки тысяч грузин были убиты, их жилища сожжены, оставшиеся в живых изгнаны из Абхазии.
24 сентября 1993 года Звиад Гамсахурдия вернулся в Грузию и был встречен восторженно населением. 8 октября в Москву в спешном порядке прибывает Шеварднадзе с заявлением о вступлении Грузии в СНГ («Без России Грузии жить невозможно») и одновременно просит военную помощь. 2 и 4 ноября с кораблей Черноморского флота на побережье Западной Грузии высадился большой десант с бронетехникой. С кораблей были обстреляны позиции сторонников Звиада Гамсахурдиа, самолеты российских ВВС нанесли бомбовые удары по населенным пунктам Западной Грузии. В этой операции принимали участие также два воздушно-десантных полка, два батальона дивизии им. Дзержинского и бронетанковый полк. На рассвете 6 ноября в город Зугдиди, в центр сопротивления вошли российские танки, следовавшие за ним российские морские пехотинцы вели огонь из автоматов. На самом деле Шеварднадзе организовал вооруженную интервенцию в собственную страну, без чего его поражение становилось неминуемым. «Благодаря поддержке России Шеварднадзе одержал победу» — писали американские газеты об этих событиях. 20 декабря 1993 года разоренная и униженная Грузия «добровольно» стала членом СНГ. Через несколько дней, в новогоднюю ночь не стало Звиада Гамсахурдиа. Многие в его смерти винят Шеварднадзе.
В октябре 1995 года Шеварднадзе становится президентом Грузии. Главной заботой Шеварднадзе все эти годы — как и прежде в бытность коммунистическим вожаком в Грузии — было укрепление собственной власти. В свойственной ему манере Шеварднадзе избавился от всех своих настоящих и потенциальных противников, получив карманный парламент и сосредоточив всю власть в своих руках, но не смог обеспечить коренное условие существования грузинского государства – его территориальную целостность.Небывалый разгул преступности, катастрофическое обнищание населения, месяцами не получающего ни зарплат, ни пенсий, и вызывающее богатство «новых» грузин (среди них с миллионными и милиардными состояниями члены его семьи), целая армия беженцев из Абхазии и Южной Осетии, повсеместная коррупция, казнокрадство и вседозволенность чиновников, отсутствие политической элиты, способной вывести страну из тяжелейшего кризиса – такова была действительность в стране. Шеварднадзе использовал коммунистические методы руководства, давно доказавшие свою неэффективность и непригодность.
В ноябре 2003 г. после очередных фальсифицированных парламентских выборов противники Шеварднадзе во главе с Михаилом Саакашвили вывели на улицы Тбилиси десятки тысяч своих сторонников и захватили здание парламента. Шеварднадзе ввел чрезвычайное положение, однако силовые структуры отказались подчиняться, после чего он был вынужден уйти в отставку. Живет он в роскоши в своей прежней президентской резиденции, ставшей его собственностью, в Тбилиси.
С приближением парламентских и президентских выборов 85-летний старый человек, подошедший к концу своего жизненного цикла, готов на «последний и решительный». Он открыто поддерживает оппозицию, 20 лет назад погубившей первые ростки свободы в Грузии при его активном участии. Обвиняет президента Грузии Михаила Саакашвили в подготовке кровопролития и призывает население к противоправным действиям. Ему, как и Российской власти, не нравится слово «оккупация» в отношении отторгнутых у Грузии территорий.
Таков Портрет Эдуарда Шеварднадзе, провинциального малообразованного человека, поднявшегося на вершину власти благодаря верноподданническому служению большевистской идеологии насилия. Шеварднадзе при жизни стал Отрицательным героем в своей стране.
Гиви Горгиладзе — профессор
Источник: Информационно-аналитический портал Грузия Online
27.08.12.