Три дня продолжалась операция по преследованию вооруженной группы в составе около 20 человек, которая проникла в Грузию через приграничный Дагестан. Хотя в Дагестане ситуация крайне накалена, но появление боевиков в том районе Грузии было неожиданностью для грузинского общества и силовых структур.
Пока еще точно не установлены личности боевиков, откуда они и причины «визита» в соседнее государство. По одной версии, источник из правоохранительных органов Дагестана заявил, что участники вооруженной группы входят в цунтинскую бандгруппу и перешли в Грузию, скрываясь от дагестанских силовиков. Но заместитель руководителя центра общественных связей ФСБ РФ Вадим Шибаев отрицает проникновение какой-либо вооруженной бандгруппы из Дагестана в Грузию и считает информацию грузинской стороны провокацией, которая «не имеет под собой реальных оснований». С другой стороны, некое руководство муджахедов Вилаята Дагестан подтвердили, что они были муджахедами Вооружённых сил Имарата Кавказ и пригрозили Грузии отомстить за гибель своих братьев-муджахедов.
Официальный представитель грузинской власти, секретарь Совета Безопасности Гига Бокерия заявил в эфире телеканала «Рустави2», что вооруженная группа в лесном ущелья Лопота захватила в заложники пятерых сельчан из Лапанкури Телавского района. В результате поисков пропавших на вооруженную группу вышли сотрудники пограничного патруля МВД Грузии, которые убедили членов группы отпустить пленников и взять в заложники пограничников. Позднее, руководство МВД направило к заложникам группу офицеров ведомства, которые «заняли место сотрудников пограничного патруля». Секретарь Совета Безопасности Бокерия отметил, что офицеры МВД предложили членам вооруженной группы мирно сдаться правоохранительным органам, но они отказались и только после этого, началась спецоперация по освобождению заложников — офицеров МВД и обезвреживанию членов вооруженной группы». Он также заявил, что Российская Федерация заранее была оповещена о запланированной в ущелье Лопота спецоперации.
«У Грузии нет дипломатических отношений с Российской Федерацией. Мы вчера же позаботились о том, чтобы у наших международных партнеров была информация по поводу тамошних событий. Мы оповестили об этом миссию ЕС по наблюдению в Грузии, так же, как и всех наших важных стратегических партнеров. Мы воспользовались механизмом, который имеется в отношениях между нами и РФ. Как известно, посольство Швейцарии представляет интересы России в Грузии и наоборот. Мы через наших швейцарских коллег оповестили РФ об этой операции, чтобы впоследствии не было каких-либо недоразумений и спекуляций. Именно с этой целью все стороны были оповещены относительно спецоперации», — заявил Бокерия.
По общепринятым стандартам, в борьбе с незаконными вооруженными группировками, силовые структуры любого государства предлагают сдаться представителям власти той страны, где такое происходит. В случае отказа, они должны быть уничтожены. Грузинские силовики предложили вооруженным людям сдаться, но они отказались и оказали вооруженное сопротивление. Только после этого, началась операция по их уничтожению.
В ходе спецоперации погибло три грузинских спецназа и одиннадцать боевиков, были ранены пять грузинских силовиков; освобождены все заложники.
По информации российских СМИ и экспертов, ситуация в Дагестане все осложняется. Идет постоянная переброска военнослужащих внутренних войск и сотрудников других силовых ведомств из разных республик Северного Кавказа. Только из Чечни в Дагестан прибыло несколько потоков силовиков. С марта этого года с военной базы Ханкала была переброшена крупная группировка силовых структур с многокилометровыми колоннами бронетехники и грузовиков с военными.
«Такого количества одновременно передвигавшейся техники и солдат мы не видели с начала 2000-х годов, — рассказывает житель Гудермесского района Чечни Султан Магомадов. — Колонны шли безостановочно и растянулись на многие километры. Но если раньше они входили в нашу республику, то теперь направлялись в сторону Дагестана» (Кавказский узел, 19 марта, 2012). В июле из Чечни дополнительно направили 800 сотрудников правоохранительных органов, они будут нести службу на постах контрольно-заградительной системы. В общей сложности, из Чечни в Дагестан переведено более 20 тысяч силовиков.
Помимо этого, в Дагестан все пребывают российские вооруженные силы в сопровождении военной техники. Но их задача немного иная и они будут принимать участие в нескольких параллельных крупномасштабных военных учениях: «Кавказ-2012», в октябре этого года, «Взаимодействие-2012» – в сентябре, который проводит КСОР ОДКБ (Коллективные силы оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности). Учения «Взаимодействие-2012» включают три взаимосвязанных сценария: иранский, грузинский и азербайджанский.
Как поясняет эксперт Института стран СНГ Михаил Александров, в грузинский сценарий включены те действия, которые могут быть спровоцированы итогами предстоящих в Грузии парламентских выборов: «Не исключено, что во время выборов в Грузии власти могут пойти на массовые фальсификации результатов выборов. Не исключено, что это приведет к волнениям и беспорядкам внутри страны и их последующему подавлению народного возмущения силой. Россия может вмешаться, чтобы защитить грузинский народ от насилия, точно так, как Запад пришел на помощь демократическим силам в Ливии». Как говорит российский эксперт, все «действия учений КСОР ОДКБ в Армении направлены на разработку мер противодействия интересам Запада в регионе».
Портал «Грузия Online» предлагает мнение российского эксперта Павла Фельгенгауэра по поводу спецоперации в Телавском районе Грузии.
— Это засланный спецотряд или вооруженная группа, которая перешла в Грузию, чтобы переждать напряженность в Дагестане?
— Поскольку в Дагестане идет настоящая гражданская война, то конечно, могут перетекать через границу боевые действия и вооруженные люди, особенно сейчас, когда нет снега и можно свободно передвигаться. Это создает большую опасность для Грузии, в то же время нет координации между силовыми ведомствами Грузии и России по понятным причинам.
— Ваш коллега Гейдар Джемаль не исключил новый виток российско-грузинской войны, так как на лицо все признаки развития подобного сценария…
— Действительно, угроза серьезная. На Северном Кавказе идут серьезные военные маневры, многочисленные тактические войска приведены в повышенную боевую готовность, выведены в поле из постоянных баз. И по внутренней ситуации в Москве, и по ряду внешних политических оснований очень возможно, что может произойти война. В принципе, к этому все готово, а примет решение российский президент или нет, мы не знаем.Но ближайшие несколько недель очень опасные, войска проходят целый ряд учений для поднятия боеготовности. Может, уже сегодня принято политическое решение в Кремле, я не могу сказать. Осталось немного времени опасного периода, где-то месяца полтора, тем более, что скоро надо будет мобилизовать призывников, обучать их, поэтому боеспособность резко снизиться. К тому же, подходит зима, теряется время и возможная военная операция переходит на следующий год.
Сегодня окно возможности связано с внутриполитической ситуацией в России. Кроме геополитических и энергетических интересов, и вообще, стремления Кремля, установить контроль в Закавказье, сейчас очень важным фактором является внутриполитическая ситуация в России. Путин, очевидно, все это рассматривает в комплексе: вот, есть заговор против России, она окружена врагами, а пятая колонна находится в Москве и готова вредить, а то и удушить его власть. Поэтому, действовать надо сейчас, поскольку короткая победоносная война, в чем убежден Путин, может укрепить его режим, расколоть оппозицию; националисты будут за, западники – против и их можно будет показать как западные агенты. Это и есть возможные выгоды от решения Закавказской проблемы. Так что нельзя исключать обострение ситуации.
— Лето уже прошло — не опоздал ли с войной верховный главнокомандующий России?
— На этот раз временные рамки начать военные действия несколько сдвинулись по сравнению с 2008 годом, поскольку у России уже есть база в Закавказье, в Цхинвальском регионе – там находятся склады тяжелой техники и боеприпасов, т.е. всего, что нужно для военных действий. Поэтому нет такой жесткой зависимости от проходимости в некое бутылочное горло – в Рокский тоннель. В принципе, можно начинать несколько позже, но бесконечно оттягивать тоже нельзя. Боеспособность войск можно поддерживать ограниченное время, ну и скоро зима на пороге. Так что, Путину надо решать – действовать сейчас или откладывать на будущее. Объективно, война вряд ли будет на прямую связана с эпизодом уничтожения вооруженной группировки грузинскими силовиками, тем более место, где это произошло, не может служить дорогой для вторжения в Грузию.
— Где-то промелькнула информация, что через Дагестан в Грузию, затем в Армению – такой короткий маршрут может выбрать себе российская армия.
— Наверное, у того, кто это написал, была двойка по географии.
— Что говорят российские военные по поводу спецоперации?
— Они говорят, что не участвовали в этой операции: мы ничего не знаем, это вообще не наше дело – пока что, вот такие комментарии.
— У нас, в Грузии разброс мнений: согласно некоторым, можно было не уничтожать боевиков и дать им возможность уйти; другие – что власть все устроила, чтобы поднять рейтинг Саакашвили и не было никаких боевиков. Вы как думаете?
— Наверное, это все несколько неожиданно произошло. Подробности пока еще не совсем понятны, но если исходить из заявления господина Бокерия, то там действительно спецназовцы заменили собой гражданских заложников и вряд ли они рассчитывали на то, что их убьют. Скорее всего, рассчитывали договориться, а почему началась конкретно перестрелка, мне с Москвы понять сложно.
— Некое руководство муджахедов Вилаята Дагестан пригрозило Грузии, что они отомстят за убийство своих братьев. Могут испортиться отношения между Грузией и Дагестаном?
— Не исключено. Конечно, скоро надолго закроются перевалы, и с Дагестана в Грузию попасть с оружием будет сложно. Хотя они противники России, но не друзья Грузии. Объективно, этот инцидент показал, что Грузия и Россия должны быть союзниками в противостоянии с салафитскими исламистами. Но не думаю, что после спецоперации отношения между Россией и Грузией улучшатся.
Лейла Нароушвили
Источник: www.apsny.ge
31.08.12.