Евросоюз против визита Лаврова в Абхазию и Осетию
Странным образом 28 апреля этого года случилось интересное событие в Брюсселе. Евросоюз через своего министра иностранных дел Кэтрин Эштон поднял голос и осудил Россию за ее циничное и провокационное поведение. Все это происходило не за кулисами или перед выключенными телекамерами, но перед европейскими журналистами и посредством официального заявления.
Вопрос касается так называемого «официального визита» министра иностранных дел России Сергея Лаврова 25-26 апреля этого года на оккупированные грузинские территории (в Абхазию и Южную Осетию) для встречи с представителями местных режимов, введенных Кремлем и находящихся под его защитой. Коротко говоря, госпожа Эштон подтвердила, что с точки зрения международного права «визит» был, очевидно, незаконным, потому что отсутствовало формальное согласие со стороны грузинского правительства и тем самым он нарушал основной принцип национального суверенитета. В свое оправдание Россия заявила, что после войны она в одностороннем порядке признала независимость этих двух республик и, следовательно, с точки зрения Кремля министр иностранных дел Лавров не нуждался ни в каком разрешении со стороны Тбилиси.
Оставляя в стороне различные интерпретации, нельзя отрицать, что status quo, сложившееся в Грузии после российского военного вмешательства, очень тревожное и неустойчивое не только для грузин, которые не могут с ним смириться, но и для всего международного сообщества. Действия России во времена войны в Грузии поставили политиков-дилетантов, которые никогда не верили в такую эскалацию конфликта, в неловкое положение. Сегодня ситуация еще более усугубилась, и рано или поздно мы должны принять это к сведению.
Европейская дипломатия отчаянно попыталась идти в ногу с американцами, которые недавно вновь подняли голос в защиту Тбилиси. Вашингтон, Лондон и другие европейские столицы не скрывают своего раздражения тем фактом, что по прошествии двух лет после подписания документа о прекращении огня, предложенного Евросоюзом, российские войска не только не покинули два оккупированных грузинских региона, но увеличили свое военное присутствие (общая численность солдат составляет 7000). Для экспертов в интернациональных делах не является секретом тот факт, что причиной войны стала не только региональная политика, но международная борьба за сферы влияния между двумя мировыми супердержавами (США и Россией) и их союзниками.
По мнению европейского дипломата Хайди Тальявини (Швейцария), которая занималась расследованием войны в Грузии вместе с группой экспертов из Европейского союза, российское вмешательство завершило годы тяжелых провокаций со стороны Кремля. Объяснение своих действий, предложенное Россией, было всегда одним и тем же: под предлогом «защиты этнических меньшинств и автономий, права которых нарушаются» в иностранных государствах, сначала СССР, а потом Россия Путина всегда с успехом преследовали свои стратегические цели на международной шахматной доске. «Угнетатели» являются врагами Кремля, а «угнетаемые» — удобные инструменты для соблюдения интересов Москвы.
Эта наступательная стратегия хорошо удается в многонациональных и сравнительно молодых странах, слабых в структурном отношении, как, например, Грузия, Молдавия, Украина и многие другие страны Восточной Европы и Кавказа и не только. Мы не должны забывать, что почти все советские вмешательства в страны Восточной Европы в XX веке использовали в свое оправдание то, что война ведется против какого-либо внешнего врага. Американские дипломаты и их европейские союзники хорошо представляли себе деликатность темы, но в любом случае возник риск международного конфликта, которого счастливым образом удалось избежать в последнюю минуту благодаря чрезвычайным мерам, предпринятым США и европейскими странами, среди которых была и Италия (вклад Рима оказался очень важным, чтобы остановить российскую атаку на Тбилиси, избежав многочисленных жертв среди грузинского населения).
Сегодня перед нами стоит нерешенный вопрос, и ничего другого не остается, как внимательно следить за ближайшими шагами международной дипломатии. Сегодня как никогда решение должно быть найдено, чтобы избежать обострения проблемы, которая может вновь поставить под вопрос безопасность всего европейского континента.
(«L’Occidentale«, Италия)
05/05/2011