Призыв из Страны гор прекращают из-за неподчинения военнослужащих, угрозы «кавказских бунтов» и «джихада»
«Кавказская политика» уже неоднократно писала о проблеме прекращения призыва на воинскую службу юношей из северокавказских республик. Однако глубина данной проблемы и ее возможные последствия заставляют нас вновь и вновь к ней возвращаться.
Тем более, что не снижается к этой проблеме и внимание российских СМИ, которые приводят все более ужасающие подробности – от избиений дагестанскими военнослужащими других призывников до захватов ими целых военных частей. Что говорит о полном бессилии армейского руководства решить проблему с воспитанием призыников.
Секвестер призыва
В 2012 году из Дагестана в ряды Вооруженных сил России могут призвать минимальное количество человек или вообще никого не призвать. Количество лиц, призываемых в армию из Дагестана, за последние годы многократно уменьшилось, – сообщает ИА «Регнум».
Информагентство приводит на данный счет мнение председателя Комитета солдатских матерей Дагестана Зульфии Магомедовой: “На 1 октября, в отличие от прошлых лет, наряда на призыв вообще нет, информацию о нем только ждут”, – заявила она, не исключив, что осенью из республики никого не призовут в армию.
Одной из причин сокращения призыва, отметила собеседница «Регнум», является нежелание ряда военнослужащих из Дагестана выполнять свои воинские обязанности. При этом СМИ приводит ее мнение относительно того, с чем связанно данное неисполнение.
Причиной тому, по ее словам, является “отсутствие патриотического воспитания”. “Те, кто попадают в армию, в основном мотивированы получить военный билет и сделать карьеру в правоохранительных органах, а не служить родине”, – отметила Магомедова «Регнум».
По сообщения агентства, до 2008 года из Дагестана в российскую армию призывалось ежегодно 15-20 тысяч человек. С 2009 года план по призыву сокращался ежегодно примерно на 2 тысячи.
Весной 2012 года в армию было призвано чуть более 2 тысяч жителей Дагестана. Сначала перестали призывать в пограничные войска, затем в воздушно-десантные войска. В 2011 году дагестанцы были призваны только во Внутренние войска МВД России.
Как рассказал «Известиям» начальник отдела по призыву военного комиссариата Дагестана Явнус Джамбалаев, осенью 2012 года из республики призвали всего 179 человек. Из них в Минобороны берут служить всего 42, остальные идут в МЧС.
— Я не хочу нагнетать обстановку и не связываю это с национальным признаком. Но из соседних регионов берут всех подряд, а у нас здоровые лбы не призываются. Как такового запрета нет, просто квота, которую выделяют на республику, очень маленькая, — пояснил Джамбалаев.
На никто не приказ
Эксперт Ассоциации военных политологов, подполковник запаса Александр Перенджиев считает, что решение прекратить призыв из Дагестана вызвано частыми дисциплинарными нарушениями.
— Я бы назвал это «косвенным наказанием», потому что с дагестанцами тяжело приходится в Вооруженных силах. Они создают свои «группировки», которые не слушаются офицеров, начинают навязывать свои порядки, — сказал Перенджиев «Известиям».
Информагентство «Регнум» приводит слова председателя комитета солдатских матерей Зульфии Магомедовой, согласно которым в военных частях засвидетельствованы случаи массового саботажа, когда десятки дагестанцев отказываются выполнять приказы.
“Призывники не успевают доехать до военных частей, как в Комитет солдатских матерей поступают жалобы от командиров частей и замполитов. Всего в 2012 году были жалобы из 80 военных частей.
По этим поводам комитет проводил селекторные совещания, выяснял, почему они отказываются убирать помещения, подключали родственников, родителей, чтобы призывники не отказывались выполнять свои воинские обязанности”, – рассказала Магомедова информагентству.
Магомедова привела пример, когда в одной из частей в Нижегородской области отказались выполнять приказы командиров 110 человек. По этому поводу Комитет солдатских матерей проводил селекторное совещание, на нем определи список подстрекателей.
В совещании принимали участие военком республики Дайтбег Мустафаев и генерал Магомедов Тинамагомедов. После долгой беседы с командирами и родителями ребята начали убираться.
“Неисполнение приказа – это 332 статья УК РФ, лишение свободы сроком на пять лет, что крайне негативно сказывается на карьере и судьбе человека. Об этом мы говорим призывникам перед каждой отправкой. Но, к сожалению, такие факты повторяются”, – отметила информагентству председатель Комитета солдатских матерей.
Хотя на этом фоне Главное военное следственное управление (ГВСУ) Следственного комитета РФ утверждало, что ведомство не отмечает роста неуставных отношений на национальной почве в Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях, хотя ситуация все же вызывает некую озабоченность, передает ИТАР-ТАСС.
“Этот вопрос обострился, – сообщал некоторое время назад зампред СКР – руководитель ГВСУ Александр Сорочкин. – Уголовная статистика за последние 3 года остается примерно на одном уровне – не многим более 300 преступлений ежегодно, связанных с неуставными отношениями по национальным мотивам. Сильного всплеска нет, хотя отношения не остаются ровными”.
Захват армии
Эксперт Александр Перенджиев считает, что в этом вопросе есть проблема и политического характера.
— Вероятно, у руководства страны есть опасения, что часть дагестанцев в армии — «засланные казачки» боевиков, разведчики.
К тому же, пройдя обучение и военную подготовку в Вооруженных силах России, часть из них может потом влиться в ряды криминальных и террористических групп, — предположил эксперт.
Тому есть некоторые основания. Поскольку в последнее время в Дагестане увеличилось количество боевиков из числа бывших сотрудников полиции и других силовых структур. А боевые навыки, полученные в армии, многие из боевиков начинают применять уже в подполье.
Кроме того, российские СМИ пестрят сообщениями о том, что то в одной части, то в другой дагестанские призывники фактически захватывают власть в свои руки. Так, года два назад СМИ сообщали о “мятеже” кавказцев в Пермском крае.
По данным журналистов, на авиационной базе войсковой части 40383, дислоцированной рядом с аэропортом “Большое Савино”, 120 военнослужащих, призванных с Северного Кавказа, отказались повиноваться командованию.
Возглавляющий военную часть полковник Дмитрий Кузнецов вынужден был обратиться за помощью в наведении порядка в Духовное управление мусульман Прикамья, писали СМИ. Журналисты со ссылкой на Кузнецова отмечали, что кавказцы, сформировав “боевые микроколлективы” в части, стали заниматься вымогательством и принуждали сослуживцев выполнять за них все виды работ.
В декабре 2006 года, как сообщают СМИ в полку пулеметно-артиллерийской дивизии, который дислоцируется в поселке Лагунное на курильском острове Кунашир, вспыхнул небывалый солдатский бунт.
Около 150 военнослужащих-кавказцев, в основном из Дагестана, захватили оружие и избили офицеров. СМИ приводят слова свидетелей, согласно которым кавказцы били офицеров под крики “Аллах Акбар!”, “Смерть шакалам!”, “Бей кусков!”. После разбирательства 80 зачинщиков беспорядков были переброшены с Кунашира на соседний остров Итуруп.
Безработица беспризывников
Напомним, еще в прошлом году главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский констатировал, что в армии отмечается резкий всплеск дедовщины – в казармах наводят свои порядки “национальные” банды военнослужащих различных этнических групп или землячеств при попустительстве командиров.
По словам Фридинского, особенно отличаются этим призывники с Северного Кавказа, которые формируют клановые сообщества еще на этапе отправки в часть.
Зульфия Магомедова отметила, что в Дагестане упраздняется пункт по призыву на контрактную службу. Если до недавнего времени из Дагестана на контрактную службу призывали 1000-1500 человек, теперь эти места молодые люди из Дагестана могут не получить.
Комитет обращался по этому поводу в Министерство обороны и получил ответ, что старые пункты призыва на контрактную службу ликвидируются в связи с тем, что эта структура обновляется.
Сокращение количества призывников-контрактников обостряет и без того сложную обстановку в Дагестане, считает председатель республиканского комитета солдатских матерей Дагестана. “Трудоизбыточный регион остается без рабочих мест.
Поэтому, помимо патриотического воспитания, нужно производить качественный отбор призывников, как на контрактную, так и на срочную службу, чтобы в армию попадали самые достойные”, – подчеркнула она «Регнум».
По словам начальника отдела по призыву военного комиссариата Дагестана Явнуса Джамбалаева, из-за отсутствия военного билета молодые дагестанцы не могут устроиться на работу в МВД и другие силовые структуры республики.
— С чем это связано не знаю. Может с нежеланием младшего командного звена работать с дагестанцами, может с недостаточной воспитанностью некоторых наших ребят, потому что в любой национальности есть и хорошие, и плохие люди и нельзя всех мерить одной меркой. Тем не менее, в этом году дагестанцев в рядах Вооруженных сил РФ не будет, — с досадой отметил Джамбалаев.
Эта досада отражает, как собственное бессилие, так и бессилие армейского руководства вернуть воспитательный процесс по отношению к призывникам из разных уголков России в прежние – системные рамки.
Источник: kavpolit.com
18.10.12.