Споры о состоянии здоровья президента Владимира Путина заставляют вспомнить российскую традицию: первое лицо рассматривалось как земное божество, поминать которое непочтительно и всуе не полагалось.
Обладая практически неограниченной пожизненной властью, правители России болели и умирали, как простые смертные. Говорят, что в 1950-х годах кто-то из либерально настроенных молодых «стадионных поэтов» однажды сказал: «Только на инфаркты у них и нет управы!».
Обсуждение личной жизни лидеров, в том числе их физического состояния, было под запретом. Россия — не Америка, где публикуются данные анализов президентов и кандидатов в президенты, и цифры их артериального давления.
Наследник престола Алексей Николаевич, как известно, страдал врожденной гемофилией — наследственным заболеванием, при котором кровь нормально не свертывается, и любая травма может привести к смерти от внутреннего кровоизлияния.
Единственным человеком, способным каким-то до сих пор непонятным науке образом улучшать его состояние, был Григорий Распутин, являвшийся, выражаясь по-современному, сильным экстрасенсом.
Николай II и его супруга категорически не желали обнародовать тот факт, что их единственный сын — фактически инвалид. Даже министры лишь в общих чертах знали, что у цесаревича проблемы со здоровьем. Простые люди, видя наследника во время редких публичных выходов на руках у здоровенного матроса, считали его жертвой покушения террористов.
Смог бы Алексей Николаевич впоследствии руководить страной, или нет, неизвестно. Его жизнь в неполные 14 лет оборвала чекистская пуля.
Владимир Ленин
Основатель советского государства умер необычайно рано, в 54 года, от прогрессирующего атеросклероза.
Вскрытие показало несовместимое с жизнью поражение сосудов головного мозга. Ходили слухи, что развитие болезни было спровоцировано незалеченным сифилисом, но доказательств этому нет.
Первый инсульт, повлекший частичный паралич и утрату речи, случился с Лениным 26 мая 1922 года. После этого он более полутора лет находился на даче в Горках в беспомощном состоянии, прерывавшемся короткими ремиссиями.
Ленин — единственный советский лидер, из чьего физического состояния секрета не делалось. Медицинские бюллетени публиковались регулярно.
Вместе с тем, соратники до последних дней уверяли, что вождь поправится. Иосиф Сталин, навещавший Ленина в Горках чаще других членов руководства, размещал в «Правде» оптимистические отчеты о том, как они с Ильичем весело шутили над врачами-перестраховщиками.
Иосиф Сталин
«Вождь народов» в последние годы страдал тяжелым поражением сердечно сосудистой системы, вероятно, усугублявшимся нездоровым образом жизни: он много работал, при этом превращая ночь в день, ел жирную и острую пищу, курил и пил, а обследоваться и лечиться не любил.
По некоторым данным, «дело врачей» началось с того, что профессор-кардиолог Коган посоветовал высокопоставленному пациенту больше отдыхать. Подозрительный диктатор усмотрел в этом чью-то попытку отстранить его от дел.
Затеяв «дело врачей», Сталин остался вообще без квалифицированной медицинской помощи. Даже самые близкие люди говорить с ним на эту тему не могли, а обслугу он запугал настолько, что после инсульта, случившегося 1 марта 1953 года на Ближней даче, несколько часов пролежал на полу, так как ранее запретил охране беспокоить его без вызова.
Даже после того, как Сталину исполнилось 70 лет, публичное обсуждение его здоровья и прогнозы, что станет со страной после его ухода, в СССР были абсолютно невозможны. Мысль, что мы когда-нибудь останемся «без него», считалась кощунственной.
Впервые о болезни Сталина народу сообщили за день до его смерти, когда он уже давно был без сознания.
Леонид Брежнев
Леонид Брежнев последние годы, как шутили в народе, «правил, не приходя в сознание». Сама возможность подобных шуток подтверждала, что после Сталина страна все-таки сильно изменилась.
Старческих болезней у 75-летнего генсека хватало. Упоминалась, в частности, вялотекущая лейкемия. Тем не менее, сложно сказать, от чего, собственно, он умер.
Врачи говорили об общем ослаблении организма, вызванном злоупотреблением успокаивающими и снотворными препаратами и вызвавшем провалы в памяти, утрату координации и расстройство речи.
В 1979 году Брежнев во время заседания политбюро потерял сознание.
«Знаешь, Михаил, — сказал Юрий Андропов только что переведенному в Москву и не привыкшему к подобным сценам Михаилу Горбачеву, — надо делать все, чтобы и в этом положении поддержать Леонида Ильича. Это вопрос стабильности».
Брежнева политически убивало телевидение. В прежние времена его состояние можно было бы скрывать, но в 1970-х годах избежать регулярного появления на экране, в том числе, в прямом эфире, было невозможно.
Явная неадекватность лидера в сочетании с полным отсутствием официальной информации вызывала крайне негативную реакцию общества. Вместо жалости к больному человеку народ откликнулся шутками и анекдотами.
Юрий Андропов
Юрий Андропов большую часть жизни страдал тяжелым поражением почек, от которого, в конце концов, и умер.
Болезнь вызывала повышение давления. В середине 1960-х годов Андропова усиленно лечили от гипертонии, результатов это не давало, стоял вопрос о его уходе на пенсию по инвалидности.
Кремлевский врач Евгений Чазов сделал головокружительную карьеру благодаря тому, что поставил главе КГБ правильный диагноз и подарил ему примерно 15 лет активной жизни.
В июне 1982 года на пленуме ЦК, когда выступающий призвал с трибуны «давать партийную оценку» распространителям слухов, Андропов неожиданно вмешался и жестким тоном сказал, что «последний раз предупреждает» тех, кто болтает лишнее в разговорах с иностранцами. По мнению исследователей, он имел в виду, прежде всего, утечки информации о своем здоровье.
В сентябре Андропов поехал на отдых в Крым, там простудился и больше с постели не вставал. В кремлевской больнице ему регулярно делали гемодиализ — процедуру очистки крови при помощи аппаратуры, заменяющей нормальную работу почек.
В отличие от Брежнева, который однажды уснул и не проснулся, Андропов умирал долго и мучительно.
Константин Черненко
После смерти Андропова необходимость дать стране молодого динамичного руководителя была очевидна всем и каждому. Но старые члены политбюро выдвинули в генеральные секретари 72-летнего Константина Черненко, формально являвшегося человеком №2.
Как вспоминал впоследствии бывший министр здравоохранения СССР Борис Петровский, все они думали исключительно о том, как умереть на постах, им было не до страны, и тем более, не до реформ.
Черненко давно болел эмфиземой легких, возглавляя государство, почти не работал, редко появлялся на публике, говорил, задыхаясь и глотая слова.
В августе 1983 года он перенес тяжелое отравление, поев на отдыхе в Крыму рыбы, собственноручно пойманной и закопченной соседом по даче, министром внутренних дел СССР Виталием Федорчуком. Подарком угощались многие, но больше ни с кем ничего худого не случилось.
Умер Константин Черненко 10 марта 1985 года. Тремя днями ранее в СССР прошли выборы в Верховный Совет. Телевидение показало генсека, который нетвердой походкой подошел к урне, опустил в нее бюллетень, вяло помахал рукой и невнятно произнес: «Хорошо».
Борис Ельцин
Борис Ельцин страдал тяжелой болезнью сердца и, по имеющимся данным, перенес пять инфарктов.
Первый президент России всегда гордился тем, что его ничто не берет, занимался спортом, купался в ледяной воде и во многом на этом строил свой имидж, а недомогания привык переносить на ногах.
Здоровье Ельцина резко ухудшилось летом 1995 года, но впереди были выборы, и он отказался от обстоятельного лечения, хотя врачи предупреждали о «непоправимом вреде здоровью». По данным журналиста Александра Хинштейна, он заявил: «После выборов хоть режьте, а сейчас отстаньте».
26 июня 1996 года, за неделю до второго тура выборов, в Калининграде у Ельцина случился инфаркт, что с огромным трудом удалось скрыть.
15 августа, сразу после вступления в должность, президент лег в клинику, где ему сделали операцию аортокоронарного шунтирования. На этот раз он добросовестно выполнял все указания медиков.
В условиях свободы слова скрывать правду о состоянии здоровья главы государства было сложно, но окружение старалось, как могло. Признавалось, в крайнем случае, наличие у него ишемии и временные простуды. Пресс-секретарь Сергей Ястржембский рассказывал, что президент редко появляется на людях, потому что крайне занят работой с документами, но рукопожатие у него железное.
Отдельно следует упомянуть вопрос об отношениях Бориса Ельцина с алкоголем. Политические противники постоянно муссировали эту тему. Один из главных лозунгов коммунистов во время кампании 1996 года звучал: «Вместо Еля пьяного выберем Зюганова!».
Между тем, на публике Ельцин появился «под мухой» единственный раз — во время знаменитого дирижирования оркестром в Берлине.
Бывший начальник президентской охраны Александр Коржаков, не имевший оснований выгораживать бывшего шефа, написал в воспоминаниях, что в сентябре 1994 года в Шенноне Ельцин не вышел из самолета на встречу с премьером Ирландии не из-за опьянения, а из-за сердечного приступа. Наскоро посовещавшись, советники решили, что пусть уж люди верят а «алкогольную» версию, чем признавать, что лидер серьезно болен.
Уход в отставку, режим и покой благотворно сказались на здоровье Бориса Ельцина. Он прожил на пенсии почти восемь лет, хотя в 1999 году, по оценкам медиков, был в тяжелом состоянии.
Стоит ли скрывать правду?
По мнению экспертов, болезнь для государственного деятеля, конечно, не плюс, но в эпоху интернета скрывать правду бессмысленно, а при умелом пиаре из нее можно даже извлечь политические дивиденды.
В качестве примера аналитики указывают на президента Венесуэлы Уго Чавеса, который сделал из своей борьбы с онкологическим заболеванием хорошую рекламу. Сторонники получили повод гордиться тем, что их кумир в огне не горит и даже перед лицом недуга думает о стране, и сплотились вокруг него еще сильнее.
Источник: www.bbc.co.uk
09.11.12.