На въезде в деревню Абу-Гош близ Иерусалима ведутся интенсивные строительные работы. Рабочие – израильские арабы – внимательно слушают подрядчика по имени Юсуп, который говорит по-английски.
Когда языка не хватает, Юсуп старательно рисует эскизы в небольшом блокноте и показывает рабочим.
Эта улица когда-то называлась Вишневой, теперь она называется улицей Рамзана Кадырова. Кроме таблички с именем чеченского лидера, по обе стороны улицы будут красоваться традиционные для Чечни сторожевые башни, которых в Абу-Гоше называют для простоты пирамидами.
Улица Кадырова ведет к массивному зданию в лесах – это мечеть, которая, как и пирамиды, строится на деньги правительства Чечни. В прошлом году Салим Джабер, мэр Абу-Гоша, отправился с визитом в Грозный. Этому визиту предшествовала встреча между Джабером и представителем Кадырова, в ходе которой собеседники выяснили, что население Абу-Гоша — сплошь этнические чеченцы, которые мечтают возродить связи со своими соплеменниками.
«Семья Абу-Гош родом из Северного Кавказа. Она попала в Палестину в XVI веке вместе с войском Сулеймана Великолепного», — говорит Джабер, в кабинете которого красуется портрет Рамзана Кадырова и несколько сувениров из Чечни.
В Грозном так обрадовались потерянным и вновь обретенным братьям, что решили профинансировать строительство большой мечети, над которой будет развеваться чеченский флаг, а также строительные работы на бывшей Вишневой улице. К слову, перемена названия жителей Абу-Гоша не очень тревожит, поскольку названиями улиц здесь пользуются редко.
Здесь по старинке ссылаются на всем известные ориентиры – продовольственный магазин, третий дом от мечети, угол улиц, где находится почта, поликлиника и бенедиктинский монастырь. Как выяснилось после короткой проверки, большинство жителей деревни мало что знают о своих чеченских корнях. Многие узнали о том, что они чеченцы, лишь в прошлом году, после того как мэр съездил в далекий Грозный и привез с собой кругленькую сумму на строительство мечети. Одни вообще не знают, где находится Чечня и какое отношение она имеет к Абу-Гошу, другие переглядываются, пожимают плечами и говорят: «Аллах лучше знает». И лишь немногие активно выступают против новоявленных чеченских корней.
Вопрос национальной гордости
Халиль Отман, член местного совета, убежден, что никакой связи между Абу-Гошем и Рамзаном Кадыровом нет. Он уверен в этом настолько, что опубликовал небольшую брошюру под названием «Славная история деревни Абу-Гош», где утверждает, что основатели деревни – арабы, которые действительно пришли в Палестину с Сулейманом Великолепным, но совсем не из Чечни, а с Аравийского полуострова.
«В жизни никогда не слышал о том, что я или кто-либо из этой деревни – чеченец. Я араб, и горжусь этим. Единственное, что объединяет нас и чеченцев, — это наша религия, ислам. Если Чечня хочет помогать нам, потому что мы мусульмане, – я буду очень рад. Однако мы не чеченцы и никогда ими не были», -говорит Отман.
В своем труде Отман ссылается на европейских историков, которые упоминают Абу-Гош в арабском, но не в чеченском контексте. Член совета убежден, что братание с чеченцами носит скорее экономический, а не патриотический характер. «Мэр привез из Чечни немало денег, теперь здесь строят мечеть и еще несколько проектов. Кроме того, чеченцы заявили ему, что в Чечне не хватает молодых мужчин, поскольку многие были убиты во время войны, и что если наши парни захотят переселиться в Чечню, они получат большой земельный надел и кругленькую сумму денег», — рассказывает возмущенный Отман.
Он жалуется на то, что и улицу Кадырова решили так назвать в обход комиссии местного совета, которая должна проголосовать за то или иное предложение, а потом передать свое решение в министерство внутренних дел. «С нами никто не советовался. Улицу просто назвали так, и всё», — говорит он.
Большая политика маленькой деревни
В ответ на обвинения Халиля Отмана Салим Джабер, мэр Абу-Гоша, саркастически улыбается и напоминает, что в Абу-Гоше не за горами выборы в местный совет. Он занимает должность мэра уже три срока – в общей сложности почти 13 лет.
Один из тех, кто намерен в следующем году оспаривать пальму первенства у Джабера – Халиль Отман, представитель соперничающего клана. Поэтому мэр и его сторонники в местном совете, многие из которых также имеют какое-то отношение к новым чеченским проектам в деревне, полностью отметают обвинения о подлоге.
Они указывают на то, что жители Абу-Гоша существенно отличаются от остальных израильских арабов оттенком кожи и цветом глаз – в Абу-Гоше полно голубоглазых блондинов, что является редкостью для арабов. «Кроме того, известно, что во время войны 1948 года Абу-Гош не принимал участия в сражениях против Израиля. Все окрестные арабские деревни воевали против евреев, и только Абу-Гош был в стороне. Почему? Потому что мы чеченцы, а не арабы», -говорит мэр.
Он обвиняет своего соперника в политических интригах и намекает на то, что тот замешан во многих правонарушениях. В прошлом в Абу-Гоше уже велись войны между противоборствующими кланами. В тот раз причиной для столкновений был хумус. Хозяева известных ресторанов боролись за самый вкусный и самый аутентичный хумус, любимое в Израиле блюдо. В основе той войны также лежали вековые семейные раздоры и интриги.
Теперь вместо гастрономии в Абу-Гоше будут спорить о чеченских или арабских корнях. Израильское правительство в эти распри никак не вмешивается, поэтому конфликт между чеченским и античеченским лагерями носит сугубо локальный характер.
Салим Джабер намерен форсировать дружбу с чеченцами и в эти дни принимает очередную делегацию из Грозного. Халиль Отман грозится подать на своего противника в суд, а также раскрыть все карты чеченским единоверцам. А жители деревни с любопытством следят за традиционными чеченскими пирамидами, которые теперь украшают бывшую Вишневую и нынешнюю Кадыровскую улицу на въезде в Абу-Гош.
Источник: www.bbc.co.uk
14.11.12.