Дело цапков: в Краснодарском краевом суде состоялось первое слушание по существу
Заседание началось с запрета видео- и фотосъемки — и с попытки отвода судьи. Адвокат Сергея Цапка Игорь Скрипка заявил, что предыдущие заседания «были показательными», и обвинил суд в пристрастии. Судья, подумав полчаса, в своем отводе отказал.
Подсудимые — лидер банды Сергей Цапок, основатель ОПГ Николай Цапок (Дядя Коля), Владимир Алексеев, Вячеслав Цеповяз, Игорь Черных, Владимир Запорожец — в аквариуме с решетчатым потолком. Высокие, совершенно обыкновенные парни. Основатель ОПГ Дядя Коля (низенький седой старичок) и Владимир Запорожец в очках. Все держатся спокойно, тихо переговариваются друг с другом. За исключением Черных (именно он, по версии обвинения, убивал детей в доме Аметовых) — он то поворачивается спиной к залу, уставившись в одну точку, то начинает ерзать на скамье. Сам Цапок — в дутой куртке — мерно раскачивается взад-вперед. Но только во время судебного заседания — в перерывах он, как и все остальные, спокойно беседует с адвокатами.
В одном из перерывов адвокат лидера банды Игорь Скрипка дал объяснение такому странному поведению подзащитного: «Здоровые люди не вскрывают себе вены. Он пытался покончить с собой три раза, материалов в деле нет. У него есть психические диагнозы в медицинских картах. Я бываю как минимум раз в неделю у своего подзащитного. Я не психиатр. Но он высказывает достаточно бредовые идеи, рассказывает, что у него бывали галлюцинации, общается со своим погибшим братом. За 10 дней стационарной экспертизы, которая была проведена, невозможно дать оценку его психическому состоянию с 1998 по 2010 год. И врачи об этом говорят в заключении — что им нужен минимум месяц. Мы надеемся получить полные медицинские документы…»
Сразу после перерыва адвокат заявил о несостоятельности проведенной психолого-психиатрической экспертизы, ходатайствовал о ее изъятии и о привлечении экспертов в суд. Судья отказал в этом ходатайстве. Не стал вызывать и экспертов. «В судебном заседании Цапок ведет себя адекватно», — заявил судья. Буквально через полчаса Цапок громко попросит вызвать в суд Иванова и Карпенко (оба были найдены повешенными в камерах прошлым летом).
«Нет, вы посмотрите на этого сумасшедшего», — возмущаются родственники жертв. Сумасшествие в семье Цапков — семейное. Осенью 2001 года (тогда банда еще не обладала всемогуществом в Кущевском районе), после драки в баре с двумя парнями, оказавшимися сотрудниками милиции, старший брат Сергея Николай Цапок провел полгода в психиатрической лечебнице, пока остальные участники драки сидели в СИЗО.
На технические вопросы ушла первая половина дня. В перерывах в зал заглядывают жены и матери подсудимых, пытаются общаться жестами. В зал их не пускают — все допрошены по делу как свидетели.
Присяжные приступили к процессу — 9 мужчин, 21 женщина. Большинству за 40. Только один взял листочек для записи.
Прокурор начал вступительную речь. Дал характеристику банде — организованная, постоянный состав, внутренняя дисциплина. Описал роли в банде каждого из подсудимых. А затем перешел к подробному описанию убийств.
Банду обвиняют в убийстве восемнадцати человек. Кроме первого — убийства Иванова в 1998-м (месть за неудачную драку) все остальные убийства, по мнению следствия, были продиктованы мотивом мести за брата — предыдущего лидера ОПГ Николая Цапка, убитого в 2002 году. Сергей Цапок следует своим предположениям. В 2003-м — убийство фермера Валерия Богачева и его сына Романа, в 2006-м — убийство Леонида Кадяна, в 2008-м — убийство фермера Анатолия Смольникова, в 2010-м, в июне, — убийство Ерганова и Саруханяна (объект покушения — криминальный авторитет Бегиджанов — выжил). И через полгода, в ноябре, — жестокое убийство семей Аметовых, Мироненко, Игнатенко, Касьян, расследование которого и привело цапков за решетку. 12 человек, в том числе четверо детей, были зарезаны или задушены, их тела подожгли. Убийства прокурор описывал подробно. Перечень жертв и обстоятельства их гибели прокурор зачитывал минут сорок.
Каждое убийство было продумано. Члены банды наблюдали за домами своих жертв, выбирали время преступления, готовили инвентарь — оружие, одежду, перчатки, обувь, скотч, меняли номера машин, планировали пути отхода.
Было несколько неудачных попыток убийства — так, парню, которого цапки собирались сжечь заживо, удалось вывалиться связанным из багажника. Коснулись и кооперации с милицией — так, в августе 2010 года по просьбе начальника кущевской криминальной милиции Семенихина Цапок и товарищи, заставляя молодую женщину забрать заявление, ворвались в дом ее матери и проткнули ей руку шампуром.
Алексеева обвинили в двух изнасилованиях — 13-летней девочки и студентки медучилища. Обе были изнасилованы дважды.
Подсудимые, перешучивавшиеся в начале речи прокурора, под конец смотрели только в пол. Трое родственников жертв, присутствовавших в зале, плакали, плакали некоторые присяжные. Адвокаты выступали коротко — их прерывал судья. Все подсудимые заявили, что своей вины не признают. Только Черных заявил, что сформирует свою позицию по ходу процесса.
Допрос свидетелей начнется завтра.
Источник: www.novayagazeta.ru
15.11.12.