Цена вопроса: «pro» и «contra»
Среди идей, озвученных представителями правительства Грузии в плане улучшения отношений с Россией, самым резонансным стал вопрос восстановления транспортной коммуникации между двумя соседними государствами. Речь идет о возможном восстановлении абхазского участка Грузинской железной дороги на отрезке Зугдиди-Очамчире (отрезок Очамчире-Гагра восстановлен и функционирует), который имеет не только локально-региональное, но и большее — геополитическое и геоэкономическое транзитное значение. Эта железная дорога вновь соединит Россию с Арменией и Ираном — а Армения, блокированная Турцией и Азербайджаном с востока и запада, восстановит железнодорожное сообщение с Россией, Украиной и европейскими государствами. Как и любой более-менее новаторский проект, данная идея имеет много сторонников и противников.
Азербайджан: заявления с примесью угрозы
Азербайджан, по сравнению с Арменией, находится в весьма выгодном положении в плане транспортных коммуникаций, соединяющих его с Россией. Баку напрямую связан с Москвой железной дорогой через Дагестан и поэтому нашего прикаспийского соседа вообще не волнует проблема коммуникации – у него, как говорится, «дело в шляпе».
Вместе с тем, изначально было ясно, что инициатива госминистра Пааты Закареишвили вызовет негативную реакцию со стороны Азербайджана, поскольку Баку и Ереван находятся в состоянии войны друг с другом. Что, если по железной дороге в Армению будет поставляться российское оружие? И хотя азербайджанский официоз пока хранит молчание, мессидж в адрес Тбилиси последовал из Баку как раз со стороны приближенной к властям политэлиты, со стороны некоторых депутатов парламента, которые жестко зафиксировали негативное отношение к данной инициативе. А это указывает на то, что молчание не всегда является знаком согласия. Но следует отметить и то, что руководство Азербайджана может воздерживаться от официальных заявлений просто потому, что уверено в бесперспективности восстановления транзитного движения через Абхазию. А самое главное — не спешит и, вероятно, не желает напрягать отношения с новым правительством Грузии, ожидая его последующих шагов в связи с этим вопросом.
Армения: альтернатива с перспективой
Задействование абхазского участка Грузинской железной дороги на протяжении многих лет было мечтой южного соседа Грузии: Ереван, на официальном или неофициальном уровне, всегда пытался поставить этот вопрос в повестку дня — но безуспешно. В поисках альтернативы Армения положила глаз на Иран, но было очевидно, что для Еревана более выгодным все-таки был транзит через Грузию. На сегодняшний день Армения уже сумела так или иначе организовать свой импорт-экспорт, а торговля и сообщение с Россией осуществляется по Военно-Грузинской дороге, через контрольно-пропускной пункт «Ларс», а также через морские порты Грузии. Можно сказать, что для Армении железная дорога через Абхазию уже не имеет прежнего стратегического значения — хотя, конечно, Ереван все равно приветствует эту идею, считая, что восстановление кратчайшего пути в РФ удешевит транзит армянских грузов. В отличие от Азербайджана, руководство Армении официально зафиксировало свою, естественно, положительную позицию — через заявление премьер-министра Тиграна Саркисяна.
Россия в роли «наблюдателя»
Для России задействование абхазского участка Грузинской железной дороги, теоретически, может и выгодно: ведь тогда Москве будет легче осуществлять снабжение своей военной базы в Гюмри как сугубо военными грузами, так и грузами двойного назначения. Кроме того, она могла бы направлять аналогичные грузы в Иран. Но это только теория. А на практике вырисовывается совершенно иная картина: Грузия не допустит транзита военных грузов через свою территорию — поскольку это, в первую очередь, будет во вред самому Тбилиси, не говоря уже о негативной реакции со стороны западных партнеров.
В настоящее время, несмотря на ограниченные коммуникации, Россия более или менее обеспечивает снабжение военной базы в Гюмри через Иран и Центральную Азию. Кроме того, в Москве прекрасно знают, что даже в случае обострения ситуации вокруг Ирана она все равно не сможет воспользоваться территорией Грузии для переброски живой силы и военной техники. В этом плане менее убедительны мнения зарубежных экспертов, согласно которым, в случае обострения ситуации вокруг Ирана Россия попытается «начать вторую войну против Грузии».
Наверное, именно поэтому РФ сегодня не проявляет значительной активности в вопросе восстановления железной дороги через Абхазию. Для нее наиболее приемлемо повышение КПД транспортного коридора «Север-Юг». Вместе с тем, очевидно, что Москве выгодно противостояние между Азербайджаном и Грузией из-за железной дороги — чтобы осложнилась эксплуатация действующих нефте- и газопроводов (Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум) и реализация других западных проектов — например, строительство Транскаспийской магистрали…
Абхазские сепаратисты: сначала признание, потом дорога
Де-факто власти в Сухуми не раз заявляли, что не пойдут ни на какие отношения с Грузией до тех пор, пока Тбилиси официально не признает независимость Абхазии. По мнению некоторых экспертов, для Абхазии восстановление железнодорожного сообщения в восточном направлении (от Очамчире до Энгури и Зугдиди) имеет минимальное значение, поскольку все необходимое Сухуми получает из России (благодаря эксплуатации железнодорожного отрезка Сухуми-Леселидзе). Кроме того, абхазские сепаратисты не заинтересованы в возвращении вынужденно перемещенных лиц и беженцев — что, вероятно, может последовать за восстановлением железной дороги. Еще один момент, усложняющий этот вопрос: в настоящее время вся инфраструктура Очамчирского и, особенно, Гальского района разрушена. Рельсы разворованы, контактная сеть уничтожена, разрушены мосты и здания станций… Как было отмечено на недавнем Российско-абхазском деловом форуме, для восстановления (точнее, строительства заново) железной дороги от Очамчире до Энгури понадобится, по меньшей мере, два года. Конечно, возникнет необходимость привлечения больших инвестиций.
Интересно, что некоторые российские политологи считают, что восстановление железной дороги чревато негативными последствиями для абхазов. Они утверждают, что в экономическом плане ЖД в направлении остальной Грузии абхазам не нужна. А в качестве аргумента указывают на то, что абхазской экономики, можно сказать, не существует — существующая же активность полностью ориентирована на Россию. Другие доводы — в Абхазии не производят такую продукцию, которую можно было бы поставлять на грузинский рынок; в Абхазии нет квалифицированных железнодорожников, нет возможностей для восстановления и эксплуатации железной дороги.
Грузия: негатив и позитив
Давайте поставим вопрос прямо: насколько важным и необходимым является эксплуатация железной дороги через Абхазию для Грузии?
Если подойти к этому вопросу в оптимистичном ключе, то понятно, что восстановление железнодорожной инфраструктуры на территории Абхазии и начало движения грузов через этот участок рассматривается как один из факторов, способствующих не только улучшению грузино-российских отношений, но и урегулированию грузино-абхазского конфликта. Россия требует от Грузии практических шагов, и Грузия предлагает конкретные проекты. Сегодня для нас уже приемлемо то, что раньше было неприемлемо. Этот шаг грузинской стороны является частью пакета компромиссных предложений, и он может вызвать положительный результат — как считают сторонники данной идеи.
Теоретически Грузия имеет полное право самостоятельно, не спрашивая соседей, решить вопрос железной дороги. Но, поскольку практически все проблемы так или иначе касаются соседних государств, хотим мы того или нет, Тбилиси все-таки ограничен в принятии решений.
Восстановление абхазского участка Грузинской железной дороги, по сути, является положительным намерением, так как от осуществление этого проекта получит пользу весь регион. Транскавказская железнодорожная магистраль вернет свои прежние функции, железная дорога вновь свяжет Грузию с Россией, Украиной и Европой. Теоретически также не исключено, что этот шаг будет способствовать интеграции сепаратистской Абхазии с остальной Грузией. Станет возможным осуществление молдавского прецедента – несколько месяцев назад, после шести лет вынужденной паузы, центральные власти Молдовы подписали соглашение о восстановлении транспортного сообщения, согласно которому, пассажирские и грузовые поезда будут направляться из Кишинева в Украину и Россию через Приднестровье. Хотя тут же следует отметить, что необходимо изучить, какую пользу принесло восстановление железной дороги интеграционному процессу в Молдове — то есть, способствовал ли транспортный союз взаимному сближению центральной власти и сепаратистов.
Вместе с положительными теоретическими результатами за восстановлением железной дороги могут последовать и практические негативные результаты: ухудшение азербайджано-грузинских отношений нанесет больший вред Тбилиси, чем Баку, и если к этому еще добавится отрицательная реакция Турции, нас ожидает весьма неприятная перспектива…
Выше уже отмечалось, что восстановление железной дороги в восточном направлении неприемлемо для абхазских сепаратистов. Почти идентичную позицию демонстрирует и Россия.
Таким образом, если руководство Грузии все-таки решит обсудить этот вопрос и принять решение, заранее надо всесторонне изучить и учесть возможные позитивные и негативные результаты. Надо будет смоделировать весь процесс и разработать формы и методы реагирования на отрицательные явления. Только в этом случае можно более-менее избежать негатива и усилить позитив.
Источник: rus.expertclub.ge
23.11.12.