Бывший верховный судья Всемирной торговой организации Джеймс Бэккас (James Bacchus) предупреждает, что Россия хочет присоединиться к всемирной организации, но не обязуется соблюдать ее правила:
«Путин сравнил длительный процесс вступления в ВТО с «засадой» для российских экономических интересов. Очевидно, он хочет, чтобы Россия имела возможность пользоваться благами, не неся бремени членства в ВТО. Он ищет тарифных льгот и гарантий защиты от дискриминации в торговле, которые дает членство в ВТО, но он, кажется, не хочет, чтобы обязательства в рамках ВТО слишком препятствовали продолжению осуществления его намерений, которые зачастую производят впечатление произвола».
Как указывает Бэккас, ключевой вопрос заключается в том, кто на кого окажет больше влияния: ВТО изменит Россию или наоборот. Он считает, что США делают ставку на первый вариант и, соответственно, по-прежнему готовы ждать от Москвы много конкретных уступок:
«Подавляющее большинство множества препятствий в России для внешней торговли и инвестиций… остаются. По различным дипломатическим причинам, не имеющим отношения к торговле, США, в частности, похоже, решили подождать и попытаться преодолеть многие препятствия в сфере интеллектуальной собственности, сельского хозяйства и другие сложности в торговле с Россией в процессе урегулирования споров в рамках ВТО, а не идти на уступки по условиям Соглашения о присоединении России к ВТО.
Как мы уже видели в других местах, правила ВТО действительно способны со временем помочь взломать закрытую экономику и закрытое общество. Но эта стратегия США будет работать только тогда, когда Россия, как член ВТО, станет выполнять свои договорные обязательства по торговле на основе уважения норм международного права».
Нет сомнений, что вступление России будет серьезным испытанием для системы ВТО по разрешению споров. После вступления Москвы Соединенные Штаты, ЕС, и другие страны, желающие получить доступ к российскому рынку, несомненно, забросают систему жалобами на поведение России и соблюдение ею своих обязательств. Бэккас прав в своей обеспокоенности по поводу того, как нынешнее политическое руководство России будет реагировать на эту волну судебных разбирательств. Жаль российского чиновника, который будет информировать Владимира Путина по искам ВТО.
(«Foreign Policy«, США)
08/05/2011