31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР N 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации её населения в Среднюю Азию и Казахстан «за «пособничество фашистским оккупантам»».
Сообщалось, что в Чечено-Ингушетии, кроме Грозного, Гудермеса и Малгобека, организованы 5 повстанческих округов — 24 970 человек. — ГАРФ. Ф.Р-9478. Оп.1. Д.55. Л.13
Ведь помимо чеченцев и ингушей были поголовно депортированы калмыки, греки, балкарцы, карачаевцы, крымские татары. Как и в любом народе, если людей вообще можно делить по национальному признаку, среди представителей северокавказских народностей тоже были и предатели, и те, кто не сочувствовал советской власти и даже оказывал ей активное сопротивление. Но такие были и у русских, украинцев, белорусов, в присоединенных республиках прибалтики. Но эти народы, хотя и подверглись жесточайшим репрессиям, однако не стали жертвой поголовного переселения. В данном случае здесь имело место огромное количество перегибов, как это принято называть, и пострадали сотни тысяч невинных людей. И в большей степени это делалось властями для устрашения населения,которое легче было удержать таким способом в повиновении – такова была по сути система сталинской карательной государственной машины. Но то, что было совершено по отношению к депортированным народам в СССР, называется не иначе, как фашизм в стране, которая ценой огромных человеческих жертв и потерь победила немецкий фашизм.
Советское государство, занимавшее 1/6 часть Земли, постоянно сталкивалось с национальной проблемой. Особенно это касалось северо-кавказского региона. Политика в этом направлении не отличалась оригинальностью. Использовался метод кнута и пряника. С одной стороны, сулили «золотые горы» — провозглашение чего-то вроде «самоопределения наций», «Декларации прав народов России», «Обращения ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»; с другой — предпринимались карательные меры. Но тщетность всех мер привела к более изощренным методам. Был взят курс на сталкивание народов через земельный передел.
С начала 30-х годов в стране началась всеобщая насильственная «миграция населения». Горцев — чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев — выселяли на равнину, в Казахстан и Киргизию. Горцы не могли простить молодой Советской власти безжалостную продразверстку, насильственную коллективизацию, закрытие мечетей, уничтожение религиозной литературы, казни и высылки алимов и арабистов.
Однако, не надо забывать, что во время первого призыва чеченцев и ингушей в РККА в 1941 году планировалось сформировать из их состава кавалерийскую дивизию, Было призвано 4247 человек. С 17 по 25 марта 1942 года проводился второй призыв. В ходе его проведения было призвано 4395 человек. в апреле 1942 года приказом НКО СССР призыв чеченцев и ингушей в армию был отменен (призыв на военную службу представителей этих национальностей в довоенное время был начат только в 1939 году). В 1943 году по ходатайству партийных и общественных организаций ЧИ АССР наркомат обороны разрешил призвать в действующую армию 3000 добровольцев из числа партийно-советского и комсомольского актива. чеченцы и ингуши доблестно воевали в составе РККА, 2300 чеченцев и ингушей погибли на фронте. В героической обороне Брестской крепости, участвовали, по разным данным, от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии, в частности 255-й Чечено-ингушский полк и отдельный кавалерийский дивизион. Одним из последних защитников Брестской крепости был Магомед Узуев, но лишь в 1996 году ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Бресте воевал и брат Магомеда Виса Узуев.Снайпер сержант Абухаджи Идрисов уничтожил 349 немецких солдат и офицеров, ему было присвоено звание Герой Советского Союза. В апреле 1943 года звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено Ханпаше Нурадилову, который уничтожил 920 солдат и офицеров противника, захватил 7 пулемётов противника и лично взял в плен 12 немецких военнослужащих. Всего за годы войны 10 чеченцев и ингушей стали Героями Советского Союза. Солдатом, встретившим американцев на Эльбе и получившим медаль США «Пурпурное сердце», был чеченец Мовлид Висаитов.
***
23 февраля 1944 года в течение 24 часов поголовно все население Чечено-Ингушской республики фактически арестовывается — начинается его погрузка в эшелоны для отправки в неизвестном направлении. Это позже все узнали, что путь их лежит в голые степи Казахстана. То, что произошло тогда не только с вайнахами, но и со многими другими народами Северного Кавказа, нельзя забыть…
С этого момента на Кавказе закрутился маховик красного террора против целых народов. Возобладала порочная политика перекладывания вины за ошибки государства в национальной политике на «бандгруппы» из числа отдельных народов. 20 февраля 1944 года Нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар госбезопасности Лаврентий Берия в сопровождении генерала армии И. Серова и других официальных лиц прибыл в Грозный, чтобы лично контролировать ход исполнения принятого «Постановления».
Вот как описывает выселение чеченцев и ингушей один из русских очевидцев тех событий Иван Тихонький, бывший тогда студентом грозненского нефтяного института:
«…Наступил день Красной армии – 23 февраля 1944 года. Вечером того дня красноармейцы развели огни на площадях аулов и начали пение и
танцы. Жители аулов, ни о чем не подозревая, собрались на это торжество как зрители. Когда таким образом большинство жителей собралось на площади, были
арестованы все мужчины. Некоторые чеченцы традиционно имели оружие, и во многих местах началась стрельба. Но сопротивление скоро было сломлено. Арестованные на
площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади. Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…».
По постановление ГКО СССР № 5073 ЧИАССР была упразднена, из ее состава в Дагестанскую АССР переданы 4 района, в Северо-Осетинскую АССР — один район, на остальной территории образована Грозненская область. 29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление Государственного Комитета Обороны о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля вместе с И.А. Серовым, Б.З. Кобуловым и С.С. Мамуловым, Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, в которой были задействованы до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ», а также около 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в «учениях в горной местности». 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения. На следующий день он встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции и предложил провести необходимую работу среди населения. Об этом Берия докладывал Сталину
Когда Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Моллаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения. Молаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и
обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением. Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения. …40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населённому пункту 2-3 человека для агитации. Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии высшими духовными лицами Б.Арсановым, А.-Г. Яндаровым и А.Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов.Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта того же года. Операция началась по кодовому слову «Пантера», которое было передано по радио.
Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. Сообщалось также о «ряде фактов самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Согласно документам, в одном из селений были убиты три человека, в том числе восьмилетний мальчик, в другом — «пять женщин-старух», в третьем — «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек», о сожжении заживо до 700 человек в ауле Хайбах в Галанчожском районе. Было отправлено 180 эшелонов с общим количеством переселяемых 493 269 человек.
В пути следования родилось 56 младенцев, умерло 1272 человека. В лечебные учреждения направлено 285 больных. Последним был отправлен эшелон из пассажирских вагонов с бывшими руководящими работниками и религиозными лидерами Чечено-Ингушетии, которые использовались при операции. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято По другим данным, число депортированных составляло более 650 тыс. человек.
Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Помимо того, что адаптация в местах расселения в любом случае была тяжёлым процессом, потери среди чеченцев и ингушей дополнительно возросли из-за двух обстоятельств: во-первых, трудностей военного времени, во-вторых, того, что основная масса чеченцев и ингушей на родине занималась сельским хозяйством, удельный вес квалифицированных специалистов, которые могли бы быть востребованы в местах ссылки, был невелик (по данным на март 1949 года, 63,5 % взрослых чеченцев и ингушей спецпоселенцев были неграмотны, против 11,1 % у немцев). Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими. Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента спецпоселенцев отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы). Всего с момента выселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120, а умерло 146 892 человека.
потери от депортации (сверхсмертность) по самым скромным подсчетам могут быть оценены приблизительно в 90—100 тыс. человек. Это составило около 20 % первоначальной численности депортированных.
По тому же сценарию проводилось выселение карачаевцев и балкарцев. 5 марта появляется новое «Постановление Государственного Комитета Обороны о выселении балкарцев из Кабардино-Балкарской республики в Казахскую (25 тыс. чел.) и Киргизскую ССР (15 тыс. чел.)». В тот же день республику наводнили военные. Населению было разъяснено, что войска прибыли для отдыха и пополнения перед предстоящими боями. Солдаты и офицеры были встречены гостеприимно,
население выносило угощения, старики оказывали всяческую помощь бойцам. А рано утром в 6 часов 8 марта в Балкарии загрохотали приклады, прозвучали
резкие окрики и грозные приказы. Схожие сценарии повторялись еще не раз, в том числе и в Дагестане. Из сухих, официальных строк нельзя составить трагической картины, развернувшейся на северном Кавказе. В документальном фильме Сергея Комарова «Хайбах», выпущенном на студии «Диалог» в 2005 году, преподаватель школы села Гехий-Чу рассказывает ученикам о том, как проходила депортация. И для детей это не просто урок, а часть истории семьи каждого из них, так как на Кавказе свято хранят и передают из уст в уста семейные предания. Поэтому дети отвечают не заученные фразы из книг, а рассказывают о своих бабушках и прабабушках.
«В холодный день 23 февраля каждое село чеченское и ингушское окружили солдаты и, отделив мужчин от женщин, дали на сборы один час». Рассказывает ученица:
«Я знаю, что когда их выселяли, бабушка училась в первом классе. В полпятого, когда все спали, в дом ворвались солдаты и и кричали: «Выходи! Выходи на собрание»!
И когда они к речке пришли, там было уже очень много народу»…
***
Причем на освобождавшиеся места переселяли другие народы-побратимы – осетин в Ингушетию, лакцев на земли чеченцев-акинцев, аварцев в Чечню. Плоды этой деятельности не заставили себя долго ждать. Уже в конце 50-х годов депортированные народы стали возвращаться на родину, где сталкивались с «новыми жильцами» в своих домах. Почти на протяжении всех 60-х и 70-х годов в Чечне, Ингушетии и Дагестане прокатились массовые волнения на почве национальной неприязни некогда братских народов Кавказа.
Многие защитники Сталина ссылаются на то, что якобы власти на местах творили произвол, а Сталин ничего не знал. Но в данном случае, он не просто знал, но и давал прямые инструкции Берии о методах и сроках депортации. Это был хорошо спланированный акт государственного террора. 14 марта 1944 года товарищ Сталин на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) выступил «от имени ВКП(б) и Комитета обороны СССР». Он объявил «благодарность всем частям и подразделениям РККА и войск НКВД за успешное выполнение важного правительственного задания на Северном Кавказе». Также Указам ВС СССР от 22 августа 1944 года 109 человек были награждены
орденами и медалями СССР.
Впрочем, такой подход к делу государственным назвать нельзя. Сталин, Берия или, например, Гвишиани, который сжег в селении Хайбах более 700 человек и получил за это награду и повышение, они сами были выходцами с Кавказа, потому что назвать их кавказцами язык не поворачивается. Эти бандиты, изуверы прекрасно знали менталитет народов, подлежащих депортации. Но, видимо, Коба настолько уверовал в свое бессмертие и несменяемость курса власти, что не просчитал самых ближайших последствий своего «деяния». Он, а это видно, не был государственником, ккак его любят называть сторонники. А специально заложил под фундамент страны, которую оставил будущим поколениям мину замедленного действия. Здесь уместно дать слово очевидцам. Из фрагментов, приведенных ниже, станет понятно, как тлеющий Кавказ при потворстве новых вредителей в лице уже других недальновидных политиков, взорвался войной, принесшей народам некогда единой страны новые жертвы, страдания и залог будущих не самых добрососедских отношений. Плоды этой «успешной работы» мы расхлебываем до сих пор.
В том же фильме Сергея Комарова ставится вопрос о недостаточном внимании к проблемам моральной реабилитации пострадавших народов. «Почему власть не уделяет исключительное внимание реабилитации народа? Народ воевал на фронте, на трудовом фронте.
И во время русско-турецкой войны воевал на стороне России. Охрана Николая второго, самая надежная охрана была из чеченцев. Они достойно служили своей Родине, они были примерными гражданами СССР. Но разве можно так издеваться над народом?!
Конечно, депортация была страшным актом. И дело не в том, что чеченцы были депортированы,дело в том, что они были депортированы за измену Родине, что было самое страшное для чеченцев.И до сих пор эта мифология, этот ярлык наклеян и его трудно отмыть».
***
Здесь уместно привести небольшие выдержки из объёмной рецензии к диссертации Аджиевой Эммы Асланбековны, выполненной в Карачаево-Черкесском государственном педагогическом университете, под названием:
ДЕПОРТАЦИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
(На примере карачаевского и балкарского народов).
«Депортация отдельных народов является трагической страницей в истории нашего отечества. И чем дальше уходят от нас годы депортации, тем значительнее представляется подвиг представителей этих народов на фронтах Великой Отечественной войны и титанический труд спецпереселенцев в местах расселения. «При
участии Суслова М.А. была создана легенда о «массовом предательстве». Н.Бугай в своей исследовательской работе «Депортация народов» отмечает: «Карательные органы нельзя упрекнуть в том, что акции по выселению проводились стихийно и не подкреплены юридически. Наоборот, по каждой из них принимались специальные решения правительства, составлялись
планы, выделялись средства, обеспечивалась секретность проводимых мероприятий. Однако он же отмечает, что все принимаемые постановления противоречили
положениям Конституции СССР и РСФСР, игнорировалась статья союзной конституции, согласно которой законодательная власть осуществляется исключительно ее
верховным Советом. Превыше всего тогда ставилась воля «верховного законодателя» И.Сталина.
М.Н.Жабоев в докладе «50 лет депортации балкарского народа» указывает на запланированность депортации. «Все это совершалось втайне от советской и мировой общественности. Операция по насильственному выселению тщательно разрабатывалась одновременно с фальшивыми инструкциями о горячем питании, медицинском обслуживании о «компенсации переселенцам за оставленное на родине имущество» Встают вполне справедливые вопросы: Почему подобная акция проводилась в годы Великой Отечественной войны, когда на счету был каждый грузовик, каждый эшелон, каждая телега? Почему подобная акция не была проведена ранее или в последующий период?
Ответ на эти вопросы предельно прост. Осознавая антиисторичность и антинародность проводимой акции, сталинско-бериевское руководство готовило собственную реабилитацию в случае исторической и политической неудачи содеянного на международном уровне.
За счет войны можно было «списать» многое, в том числе и депортацию. Поэтому сроки депортации были столь скрупулезно определены и приходились на конец 1943-начало 1944гг., когда угроза проигрыша войны СССР миновала, но ее исход был еще неясен окончательно. Именно в этот период наиболее актуально проходила версия о «предательстве целых народов» в войне, что вполне оправдывало действие сталинско-бериевского руководства по осуществлению депортации, хотя чтобы доказать необоснованность подобной версии, нам пришлось изучить многие документы, некоторые из которых содержат гриф «совершенно секретно».
В этих документах приведены факты предательства среди представителей карачаевского и балкарского народов, но все они носят единичный характер. Нет ни одного факта предательства массового. Количественный уровень предательств среди представителей карачаевского и балкарского народов не превышает аналогичных показателей среди других народов СССР: русских, украинцев, белорусов, молдаван и др.
Нам удалось найти также и документы, доказывающие героизм представителей карачаевского и балкарского народов в годы Великой Отечественной войны, многие из которых стали Героями Советского Союза, кавалерами Ордена Славы, других орденов и медалей. Документы сталинского режима о депортации карачаевцев и балкарцев и их расселении в Средней Азии и Казахстане преследовали цель сохранить ярлык предательства на целых народах и подтвердить гуманность своего правления.
В настоящее время они выступают как обвинительный акт тоталитарному режиму, выявляя хорошо налаженный механизм работы государственных структур, направленный
на уничтожение целых народов. Скрывая и осознавая неправомерность факта депортации, советское правительство предприняло попытку инкриминации карачаевскому и балкарскому народу государственной измены в годы Великой Отечественной войны.
Подобная инкриминация не имела под собой никакой государственно-правовой и нравственной почвы, поскольку касались целых народов, а не отдельных лиц
пытавшихся сотрудничать с немцами во время Великой Отечественной войны. Подобные лица, как сказано выше, были и не только среди карачаевцев и балкарцев, но и среди других народов: русских, украинцев, белорусов и т. д. Однако эти народы дискриминации не подвергались, поскольку представляли собой большие этносы. Что же касается малочисленных народов (причем не только карачаевцев и балкарцев, но и поволжских немцев, чеченцев, казаков и т. д.), то в их отношении дискриминационные меры были реальны.
Мы пришли в результате исследований к выводам, что депортация народов Северного Кавказа заранее была запланирована, продумана до мельчайших подробностей:
сколько эшелонов будет предоставлено, где намечалась погрузка и разгрузка людей, где должны были останавливаться на «отдых» и конечные пункты прибытия.
О ходе подготовки к приему спецпереселенцев докладывалось Берии Л. П. в ежедекадных, ежедневных, и даже, в ходе депортации, ежечасных телеграфных донесениях.
Мы считаем, что расселение спецпереселенцев еще раз утверждает преступную идею сталинско-бериевского правительства, которая вела к частичному или полному
уничтожению этих народов. Спецмеры, установленные для депортированных, говорят о том, что народы подвергнутые насильственному переселению были ограничены в гражданских правах. Когда вся экономика страны должна была работать на борьбу с немецкими оккупантами, руководство страны позволило себе огромные ресурсы пустить на ничем не оправданное насильственное переселение целых народов Северного Кавказа.
В условиях советского тоталитарного режима многие проблемы немыслимо было затрагивать и обсуждать в трудах историков. В первую очередь, это касалось
выявления подлинных причин депортации народов северного Кавказа. Только после возвращения депортированных народов на историческую родину в 1957
году, после разоблачения культа личности Сталина стали появляться работы о героической борьбе против фашистских захватчиков представителей репрессированных
народов в годы Великой Отечественной войны.
Что касается проблемы национальных отношений, то она в условиях застоя трактовалась односторонне, с позиций полного решения национального вопроса в бывшем Союзе ССР. Жесткий политический и идеологический контроль партийных органов не давали многим честным исследователям возможности раскрывать серьезные просчеты и преступные деяния властных структур тоталитаризма в осуществлении национальной политики. Из-за этого в советской историографии до сентябрьского (1989г.)
пленума ЦК КПСС не затрагивался вопрос о насильственной депортации целых народов при сталинизме, хотя на XX съезде партии произвол и беззаконие, допущенные по
отношении к ним, были осуждены. Тщетность и вредность таких действий при анализе национального вопроса достаточно определенно показало само время.
К.Чомаев, в книге «Наказанный народ», — рассматривал разнообразные аспекты и проблемы депортации и реабилитации выселенных народов. «Но общая задача сводится к доказательству того, что народ не виновен, что причина репрессии в другом, что репрессия — это геноцид, что реабилитация — это обязанность государства и дело
совести человечества, что уклонение от нее — это продолжение репрессии, что антиреабилитационная деятельность -это преступление». К усилению этносоциального конфликта привело и то, что в период массового возвращения депортированных народов на Родину, правительство не подготовило почву для их возвращения. Дома, которые принадлежали ранее спецпереселенцам, все еще были заняты семьями, которые, в свою очередь, также были заселены насильственно.
Таким образом, правительство как бы самоустранилось, ушло от этой проблемы».
***
Эта научная работа подводит нас к истокам современных межнациональных конфликтов. Но как уже упомяналось выше, эти факты тщательно скрывались и замалчивались в СССР, но об этом писали на западе, о чем свидетельствует нижеприведенный фрагментиз книги Александра Моисеевича Некрича “Наказанные народы” (Нью-Йорк: изд-во “Хроника”, 1978.):
“12 августа 1957 г. состоялся VI-й пленум Чечено-Ингушского обкома КПСС, на котором с докладом “О ходе выполнения постановления ЦК КПСС от 24 ноября 1956 г. о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов” выступил первый секретарь обкома А.И.Яковлев. В Грозный приехал секретарь ЦК КПСС П.Н.Поспелов, чтобы разъяснить местным работникам задачи, вытекающие из восстановления упраздненных в 1943-1944 гг. автономий. Его приезд был связан с обострением межнациональных отношений на Кавказе. На пленуме произошла острая перепалка, о которой, конечно, в печати не упоминалось, но она стала известна позднее из работы С.Н.Джугурьянца.
С.Н.Джугурьянц, в распоряжении которого была стенограмма VI пленума обкома, так описывает этот инцидент:
“Член организационного комитета Д.Мальсагов пытался на основе отдельных эпизодических фактов неправильного отношения к чеченцам и ингушам приписать такое отношение руководящему партийному органу республики. По поводу этого выступления П.Н.Поспелов сказал, что в нем прозвучала неверная нотка, не в пользу дружбы народов. Глубоко ошибочным было заявление и другого члена Оргкомитета, Тагиева, требовавшего пересмотра решения о передаче Пригородного района Северо-Осетинской АССР”. (с.124)
“Один из таких конфликтов вспыхнул в Грозном в августе 1958 года. <…> вылились в побоище, начатое русским населением.
Волнения вспыхнули 24 августа 1958 г. и продолжались четыре дня. Это было одно из самых крупных межнациональных столкновений в Советском Союзе после окончания войны.
<…>
Упоминавшийся выше Мальсагов отправился в Москву, чтобы довести до сведения ЦК партии о происходящих в Грозном событиях. На стоянке поезда в Харькове он увидел женщину, которая читала эту [античеченскую] листовку. Мальсагов подскочил к ней в момент отхода поезда, вырвал из ее рук листовку и привез ее в Москву. Здесь он через некоего Р. пытался передать листовку в Комиссию партийного контроля, но Р. листовки не передал. 8 мая 1959 г. Мальсагов был исключен из партии и арестован. Его обвинили в том, что он вел антисоветскую деятельность, разжигал национальную рознь, клеветал на русский, чеченский, ингушский народы, на руководящих партийных и советских работников республики. Его также обвинили в том, что он будто бы продиктовал текст этой листовки своему племяннику; Р. выступил в качестве свидетеля обвинения. Был еще и другой “свидетель “, который, однако, позднее написал заявление об отказе от своих показаний на Мальсагова.
Суд признал Мальсагова виновным и отправил в лагерь в Потьму, где Мальсагов пробыл 5 лет. На приговор был подан протест заместителем Генерального Прокурора СССР, но затем протест был отозван без объяснения причин. В партии Мальсагова не восстановили. В настоящее время он работает агрономом в Министерстве сельского хозяйства Чечено-Ингушской АССР. Люди, близко знавшие Мальсагова, утверждают, что дело против него было чистейшей “липой” (С.127.)
*****
[5. Дзияудин Мальсагов. Из учетной карточки Дубравлага.]
Из учетной карточки Дубравлага:
Арестован 25.03.1959 КГБ при СМ ЧИАССР.
На момент ареста: слушатель школы при ЦК КПСС.
Осужден Верхсудом Чечено-Ингушской АССР 15—30.09.1959 по ст.7 ч.1. Закона о гос.преступлениях от 25.12.1958 (“антисоветская агитация”) на 5 лет.
Убыл 3.06.1962 в СледИзолятор КГБ при СМ СССР г.Москва».
Chechenews,com
04.01.13.