Где лгут и себе и друг другу, и память не служит уму,
история ходит по кругу
из крови — по грязи — во тьму.
Игорь Губерман
Власть – оппозиция – общество. Вечный любовный треугольник, где власть и оппозиция ревнуют общество друг к другу и стремятся им овладеть, а общество заигрывает с ними обоими, мечтая о ком-то третьем. Заигрывание, как правило, отдает легкой пошлятиной, шантажом и требованием бутерброда с деликатесом. И оппозиция, и власть особенно любят тех, для кого деликатес – толсто нарезанный шмат колбасы на кривом ломте хлеба.
Эмоции не позволяют взглянуть правде в глаза, а правда скрывается за множеством своих симулякров. Прозрение наступает тогда, когда бывает уже очень поздно.
Трагедия заключается в том, что все искренне верят в свою правоту, и только единицы знают, что творится на самом деле…
С чего начинается развал государства? С развала институтов, обеспечивающих законность и безопасность. Полиция, армия, суд. Разрушение этих структур приведет к фибрилляции государства. Все остальное естественным образом будет похоронено под обломками. Какой лозунг был у сторонников «Грузинской мечты»? Разрушим систему.
Система бывает разной. И не всегда разрушение – во благо. Что мы имеем на сегодняшний день?
Из полиции убирают профессионалов. Их заменяют сторонниками сегодняшней власти и бывшими силовиками времен Эдуарда Шеварднадзе. Многие помнят, как в то время мамы зашивали своим сыновьям-подросткам карманы, чтобы им не подбросили наркотики, а в любом полицейском участке были т.н. «пыточные» комнаты. Помнят и то, как при Кахе Таргамадзе, бывшем министре МВД, бросались из окон подозреваемые. Сегодня этот «железный человек» гордо возвращается в Грузию, чтобы заняться бизнесом.
Армию собираются сокращать. Новый министр заявил, что у Грузии есть два главных вызова – экстремизм и терроризм. Россия непостижимым образом выпала из списка, и 20% оккупированных территорий стараются особо не вспоминать. Видимо, чтобы не портить настроение большому брату.
Суд пытаются подчинить власти, а все разговоры о независимости судей превращаются в предвыборные обещания.
Статус политзаключенных получили российские шпионы. МИД РФ приветсвовал освобождение своих граждан.
Грузинские власти, вольно или невольно, дискредитировали понятие «политзаключенного» только лишь для того, чтобы скомпрометировать Саакашвили и «Национальное движение» в глазах Запада. Назло бабушке отморожу уши.
В Грузию возвращаются бывшие коррумпированные чиновники и нечистоплотные бизнесмены. Теперь они называются жертвами саакашвилевского режима. Можно предположить, что в скором времени могут всплыть имена Пааты Шеварднадзе, сына экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, и Левана Васадзе, российского бизнесмена, который находится в фаворе у Патриархии Грузии и который в свое время был вице-президентом АФК «Система». По данным российских СМИ, эта организация тесно связана с российскими спецслужбами. Опорой Пааты Шеварднадзе, имевшего свой интерес в энергосекторе, могут стать бывшие соратники его отца, вернувшиеся во власть, и их сторонники. А сегодня грузинская энергосистема вновь привязывается к российской.
Очевидно, что Бидзина Иванишвили не собирается долго находиться на посту премьер-министра (об этом он заявил сам), и его роль заключается лишь в отстранении от власти Михаила Саакашвили и смене политической ситуации в Грузии.
Широкомасштабная амнистия открыла двери тюрем преступникам и правонарушителям всех мастей и уровней. Однако почему-то вспоминается доклад австрийской полиции о том, что грузинский криминальный мир финансировал грузинскую оппозицию в 2009 году. А долг, как известно, платежом красен. Впрочем, нынешний премьер-министр призвал относиться с пониманием к возросшему числу преступлений. Прямо скажем — сложно. И не об этом мечтал электорат 30 сентября 2012 года.
Но долг платежом красен и для тех, кто вышел на волю по непонятной амнистии, и для тех, кто получил статус политзаключенного. Им придется отрабатывать свою свободу перед новыми выборами. И тогда возникает вопрос: будет ли напуганный избиратель голосовать так, как хочет, а не так, как ему тихо посоветует сосед с наколками?
Однако разрушается не только эта система.
Бесплатное обучение коснулось странных специальностей: сельское хозяйство, которое никогда не сможет быть прибыльным, пока им занимается больше 40% населения страны; филологи, историки — специальности невостребованные из-за переизбытка; философы (можно ли стать философом, получив диплом?); энергетики – при том, что строительство ГЭС приостановлено и т.п. Можно сделать лишь один вывод: государство финансирует профессии, которые не позволят Грузии сделать модернизационный прорыв в 21 веке. Однако эти профессии породят псевдоинтеллектуальный электорат, которым легко будет управлять.
В новую систему закладывают коррупционную составляющую, поскольку на государственную службу уже принимают без конкурса и по знакомству.
Резкий разворот внешнеполитического вектора в сторону России позволяет утверждать, что через некоторое время, когда пройдет поствыборная эйфория и «Грузинская мечта» окончательно встанет на ноги, политикам из правящей партии уже не понадобятся мантры о неизменности прозападного курса и вступлении в НАТО и ЕС. Слова уже расходятся с делами. Геополитический треугольник Азербайджан-Турция-Грузия меняется на Грузия-Армения-Россия. Хотя о России вслух пока никто не говорит, но совершенно очевидно, что именно она является третьей стороной этого треугольника. России жизненно важно вернуться на Южный Кавказ в качестве единственной доминанты и заполучить Азербайджан, чтобы полностью подчинить себе Европу и не оставить ей никакой энергетической альтернативы.
Открытие железной дороги через Абхазию и, тем самым, косвенное признание оккупированной территории в качестве независимого государства отвратит от Грузии сторонников на Западе и сделает невозможным вступление в НАТО. Именного этого добивается Россия. Странным образом интересы «Грузинской мечты» и РФ совпадают в этом регионе.
То, что сегодня происходит в Грузии, похоже на фильм, который откручивают назад. К какому году мы должны вернуться? Я думаю, 1999-2001. И замереть там. В том болоте. Когда протестные настроения есть, но нет возможности и условий для смены власти. Можно вспомнить президентские выборы 2000 года, когда все знали, что Шеварднадзе победит при любом раскладе, поскольку важен не тот, кто голосует, а тот, кто эти голоса считает.Поэтому атака на ЦИК – дело времени.
На муниципальном уровне происходит самый настоящий государственный переворот.
Сторонники нынешней власти захватывают городские управы и поселковые органы управления, силой пытаясь заставить уйти в отставку членов сакребуло и гамгеоба, большинство из которых явяется сторонниками и членами национального движения. Чаще всего им это удается. Выборы в органы местного самоуправления только в 2014 году. К тому времени недовольство может превысить критическую массу, и тогда Грузинская мечта окажется перед угрозой поражения. Поэтому пикетирование муниципальных учреждений и их насильственный захват стал обыденным явлением в сегодняшней политической жизни. Может ли руководство правящей партии и лично премьер-министр остановить этот беспредел? Безусловно может. Но не хочет, поскольку сейчас ползучий переворот объясняют волей народа, а не политической волей партии. Но, если это не так, то вырисовывается опасная картина, когда в государстве начались неуправляемые процессы и «Грузинская мечта» не в силах контролировать своих сторонников, а сегодняшняя оппозиция слишком дезориентирована, чтобы перехватить инициативу.
В эту же схему вписывается требование об отставке президента Грузии Михаила Саакашвили. Грузинской мечте необходимо взять власть быстро и на всех уровнях, чтобы осуществить задачу по возвращению Грузии в состояние позднего шеварднадзевского правления.
Халявная социальная и невнятная экономическая политика пока что свидетельствуют о том, что нынешняя власть привязывает народ к государству и повышает степень его зависимости.
Однако проблема заключается в том, что «пряников сладких всегда не хватает на всех», а ожидание скорого всеобщего счастья слишком обостренное. И «Грузинская мечта» неизбежно попадет в этот капкан, если не продолжит курс на реформы и модернизацию с учетом всех ошибок, допущенных прежней властью. Но это противоречит словам премьер-министра, что Грузия должна быть не игроком в регионе, а обычной страной. Собственно говоря, именно в этом заключается противоречие и противостояние Единого национально движения и Грузинской мечты: Саакашвили хотел построить государство, Бидзине Иванишвили вполне достаточно быть хозяином страны.
А в стране лучшие куски колбасы достаются тем, кто ее режет. Народ же довольствуется хвостами с веревочкой.
Тамар Папалашвили
Источник: www.apsny.ge
23.01.13.