Конец семидесятых годов. Середине зимы. Я тогда ездил на служебном совхозном внедорожнике УАЗ – 469. В то утро пожилой родственник, извиняясь, попросил меня съездить вместе с ним в дагестанское село Ботлих, на тезет (похороны). Ему сообщили, что умер старший брат его давнишнего приятеля – андийца.
Дорогу в Ботлих, круто, серпантином поднимающуюся высоко в горы, в сторону озера Кезеной Ам и аула Макажой, а потом сворачивающую налево в сторону ущелья реки Андийское Койсу, зимой нередко заносило снегом. Поэтому на перевале был создан пост дорожной службы. Работники поста бульдозерами расчищали дорогу от снежных сугробов, лавин, оползней, камнепадов.
Мы с дядей собрались в дорогу рано утром, когда еще было темно. Холодное зимнее солнце начало выглядывать из-за хребтов, когда мы были в Харачое, у подножья большой горы. Поднявшись чуть выше середины горы, мы вынуждены были остановиться: часть дороги была завалена снежной лавиной. Дорожный пост находился выше, и оттуда не слышно было шума работающего бульдозера. Мы решили подождать пару часов.
Время тянулось медленно. Стояла абсолютная тишина. Лишь ближе к полудню за нами остановилась еще одна машина, кажется, Камаз. Посоветовавшись с водителем грузовика (он часто ездил по этой дороге) мы поняли, что, возможно, придется заночевать здесь же. Перспектива была не из приятных, и я предложил старику поехать обратно, подождать, пока расчистят дорогу, а потом спокойно съездить туда и обратно. Старик возразил. Он попросил меня поехать обратно. Сам он собирался тут же отправиться дальше в путь один пешком. Я не понимал, спрашивал, что изменится, если задержимся на пару дней? Ведь мертвый все равно не воскреснет…
Дядя, очевидно, обиделся, но виду не подал. Он начал объяснять: «Понимаешь, я ведь не просто его старый друг, я нохчо! (чеченец). Андийцы всегда уважали нас, а мы – андийцев, потому что умели искренне дружить. Они всегда ценили в нас «нохчалла»!
Я спросил: «Ваша, а что такое нохчалла?» Старик быстро ответил: «Вот если я сейчас не поверну обратно, пойду пешком, дойду хотя бы ночью и выражу своему приятелю соболезнование – это будет в духе нохчалла! Ты за меня не беспокойся, мы, чабаны, народ живучий. Доберусь, не пропаду!»
Отговаривать старика было бесполезно. Я отогнал машину к краю пропасти, чтобы она другим не мешала, хлопнул дверью и пошел со стариком в своих не очень приспособленных для такого зимнего марш-броска ботинках.
Когда мы дошли, было уже совсем темно.
Андиец, вытирая слезы, которых не мог удержать, горячо обнимал нас и дрожащим от волнения голосом говорил: «Я теперь вижу, что не остался без братьев!»
В ту ночь, знаю, моя душа обрела частицу чего-то совершенно бесценного, не сравнимого ни с какими материальными благами на этой земле. Такие обретения, начинаешь понимать, и должны составлять истинный смысл жизни подлинного мусульманина, вайнаха, носителя идеологии Нохчалла!
Источник: www.d1alac.com
23.01.13.