Некоторые моменты жизни староверов…
Своей посудой воду в деревенском колодце брать нельзя, а если это все-таки произойдет, то жители деревни не будут пользоваться колодцем, пока не вычерпают и не выльют всю воду. Смотреть телевизор, слушать радио, читать книги и газеты – тоже нельзя. Вести съемки в доме запрещено, потому что там развешаны образа. Фотографироваться – грех. Нарушение всех вышеперечисленных запретов — тоже грех. «Мы живем своей жизнью, а вы своей. Вы в нашу жизнь не вмешивайтесь, а мы не будем вмешиваться в вашу», — так говорят российские староверы или, как их еще называют – раскольники, и их лидер Викул Ледищев. Эти люди, напрочь отвергающие так называемую цивилизацию со всеми ее прелестями, живут своей особенной, ни на чью не похожей, жизнью. Они категорически отказываются от российских паспортов и голосования на выборах. Они сами придумали и утвердили свой собственный уголовный кодекс или что-то вроде того и меру пресечения за те или иные прегрешения.
Судя по интонации и выражению лица ведущего программы «Человек и закон» Пиманова и автора сюжета, чувствовалось, что говорят они об этих людях без тени осуждения или презрения к их нравам и традициям. Зато обратное происходит, когда речь заходит о других, не русских, народностях.
Подчеркивая открытость и чистоту их лиц, трудолюбие взрослых и детей, ведущий, сравнивая их с деятелями российского шоу-бизнеса, в частности назвав «Шуру», явно намекал на низкую мораль и нравственность последних. Как наблюдаем ежедневно, мораль и нравственность опустились в России ниже критического уровня.
Сюжет из российской глубинки напомнил похожий репортаж из дагестанских сел Карамахи и Чабанмахи в период посещения их российским премьером Сергеем Степашиным летом 1999 года, который также отозвался с похвалой в адрес местных мусульман: их традиций и порядков. Но Россия – страна крайне непостоянная и непредсказуемая, и спустя лишь два-три месяца, новый российский премьер Путин объявил традициям и порядку карамахинцев беспощадную войну, двинув против двух маленьких дагестанских сел самолеты и танки.
Дальше – больше… Затем, как мы помним, карамахинцев сменили чеченцы… Не принадлежащих к русскому этносу и, ничего общего с ним не имеющих чеченцев, пытающихся жить по своим обычаям и традициям, передававшимся тысячелетиями из поколения в поколение, теперь по указке Кремля пытаются лишить своей индивидуальности. А между тем, этими обычаями восхищались многие известные и почитаемые в мире писатели и поэты, ученые и простые люди, которым волею судеб приходилось общаться с чеченцами. Теперь их пытаются лишить земли предков и самой жизни на этой земле. Силой пытаются навязать совершенно чуждые чеченскому менталитету нравы. Под надуманными предлогами, не имеющими оснований обвинениями, российские власти силой пытаются втянуть в свое, совершенно не приемлемое для чеченцев, конституционное поле.
Стиснув зубы, преодолевая неимоверные трудности, противостоит героический чеченский народ огромной российской банде садистов и убийц, но отступать от своих идеалов свободы, чести и достоинства не собирается. Несмотря на то, что разница между чеченцами и русскими такая же, как между небом и землей, российские правители считают, что без «немытой России» чеченцы просто не смогут существовать, и потому, якобы, подлежат покорению. Если же это не удастся – уничтожению. Последний вариант для Путина был бы, пожалуй, наилучшим, потому как он заявил вначале своего владычества: «необходимо окончательное решение чеченского вопроса».
Причиной же многовекового русско-чеченского противостояния является то, что земля чеченская – райский уголок, к тому же богатый природными ресурсами и высочайшего качества нефтью. Выходит как в той басне Крылова: – «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать», и потому ты бандит, террорист, и более всего ты – мусульманин, что по сегодняшним меркам самое страшное преступление в России.
В то же время, если судить по поведению староверов, в русской глухомани ни под каким видом не хотят принимать законы своего же русского государства, — в их избах не брызжет ядовитой слюной Миша Леонтьев, нет угроз из уст главного сортирного мочильщика, нет бомбардировок, артобстрелов, зачисток и спецопераций. В домах староверов «не услышите» как чеченцев называют «средневековьем», бандитами и террористами.
Вышесказанное не является попыткой оскорбить религиозные чувства староверов или раскольников, или представителей других религиозных направлений, хотя российские власти могли бы, обозвав их русскими ваххабитами, двинуть против них всю мощь смертоносного оружия.
Напротив, положение этих людей даже вызывает чувство зависти: перед ними не мелькают вурдалаки в цивильных костюмах и полуголые деятели шоу-бизнеса с их пошлыми песнями, шутками, танцами. И не ведают они, сколько мерзости и грязи, подлости и лжи вмещает в себя этот так называемый цивилизованный мир.
Нуржан Уддиева, для Чеченпресс, 15.06.04г.