Главная » Все Новости » События » Метеорит и русский национальный менталитет

Метеорит и русский национальный менталитет

Россияне ожидают бедствий в любую минуту, тем более в Челябинске, где помнят взрыв на «Маяке» с большим выбросом радиации. Метеорит — дело другое: местные жители радостно набрали десятки камней, свидетельствуют корреспонденты, даже дети советуют «искать ямки в снегу и копать, пока не найдешь метеорит». Что касается планомерных поисков фрагментов, ученым на озере Чебаркуль мешали представители МЧС.

По словам ученых, метеорит, упавший в России, — крупнейший подобный объект со времен Тунгусского метеорита, то есть с 1908 года, пишет The Wall Street Journal. Метеорит был каменным, весил около 10 тыс. тонн и имел в диаметре примерно 55 футов (16,8 м).

Ученый Виктор Гроховский сообщил, что уже найдено 53 мелких фрагмента. Пол Чодас из NASA полагает: судя по величине огненного шара, наверняка найдутся и крупные обломки. По словам Гроховского, поискам мешали чиновники МЧС, оцепившие озеро Чебаркуль.

Газета разъясняет: «Изучение изотопов, обнаруженных в частях метеорита, позволяет лучше судить о его размере и строении. Но фрагменты следует отыскать как можно быстрее: изотопы распадаются через несколько дней или недель».

Каков был возраст челябинского метеорита? «Метеориты этого типа возникли в начале времен, в газопылевом диске, который вращался вокруг нашего юного Солнца», — говорится в статье.

Фрагменты небесного тела, обнаруженные учеными Уральского университета на озере Чебаркуль, доказывают, что огненный шар и мощная ударная волна над Челябинском действительно были следствием падения метеорита, пишет Le Figaro. По словам начальника экспедиции Виктора Гроховского, 53 осколка размером от 1 мм до 1 см подтверждают внеземное происхождение болида.

Обнаружение этих фрагментов позволяет положить конец разнообразным теориям заговора: россияне не верили, что десятиметровый метеорит мог просто испариться. «Однако такое вполне возможно, — объясняет астрофизик Патрик Мишель из обсерватории города Ницца. — Мы так и не нашли ни малейших осколков Тунгусского метеорита 1908 года, размер которого был от 30 до 50 метров. У нас нет достоверной физической модели для понимания того, что происходит, когда подобные объекты на полной скорости входят в атмосферу».

Пока сложно составить «фоторобот» метеорита, констатирует издание. Специалистам NASA на сегодняшний день точно известна лишь траектория метеорита и его скорость — 65 тыс. км в час, все остальное — домыслы; размер и вес объекта — вопрос спорный. Скорее всего, он был диаметром более 10 м. Падение такого объекта на Землю происходит, по словам специалистов, раз в сто лет.

Основной фрагмент, вероятно, упал в озеро Чебаркуль, и, хотя отверстие во льду имеет диаметр 8 метров, размер фрагмента не превышает десяти сантиметров, если верить смоделированным на компьютере сценариям падения. Этого достаточно, чтобы привлечь охотников за этим камнем, цена на который может достичь десятков тысяч евро, отмечает издание.

«Россияне бродят по колено в снегу, разыскивая сокровища, которые свалились с неба», — так озаглавил свой материал корреспондент The New York Times Эндрю Крамер, побывавший на месте. Для многих жителей Сибири метеоритный дождь обернулся «золотым»: люди бросились собирать осколки, в том числе в глубоких сугробах, как 8-летняя Саша, которая радостно лазала по сугробам, смеясь и взметая ногами снег, рассказывает журналист.

Лариса Бирюкова из села Депутатское нашла камень размером с кулак в собственном сарае, прямо под дырой в крыше. В понедельник какой-то незнакомец вызвался купить камень за 60 долларов. Поторговавшись, они сошлись на 230 долларах. Через несколько часов другой покупатель предложил 1300 долларов. Бирюкова жалеет, что продала камень, но замечает: «А вдруг бы его все равно забрала полиция?».

Крамер разъясняет: «Торговля метеоритами по большей части незаконна, но существует процветающий мировой рынок: много обломков продается в интернете, цены обычно невысокие». По данным газеты, сельские жители в Сибири уже набрали десятки камней. 8-летняя Саша советует искать ямки на снегу и копать, пока не найдешь метеорит.

«На практике поиски обломков метеорита превратились в бессистемную, нерегулируемую возню. Никаких слаженных усилий, никакого надзора со стороны ученых», — сетует журналист, подчеркивая, что взрыв челябинского метеорита — одно из важнейших событий для науки. Преподаватель металлургии Виктор Гроховский (Южно-Уральский университет) заявляет: в выходные правоохранительные органы даже не допустили ученых к озеру Чебаркуль, в то время как «мы тратим огромные деньги на полеты космических зондов к астероидам», чтобы добыть такие материалы.

Обломки упали в «общественном ландшафте» недоверия к властям, продажности полицейских, комментирует Крамер. Некоторые жители отказались общаться с незнакомыми людьми, другие выразили опасения, что полиция конфискует камни и продаст.

Корреспондент Die Welt Юлия Смирнова сообщает из Челябинска: в зданиях меняют стекла, хотя их, как и фанеры, которая идет на затыкание окон, на всех пока не хватает: эти товары стали настоящим дефицитом на строительных рынках, цены выросли. К счастью, в регионе установилась необычайно мягкая погода — всего 6 градусов мороза днем и минус 15 ночью.

Всего от стихии пострадало 1200 человек, большинство обращалось за медпомощью с резаными ранами. «Первое, что пришло мне в голову, — произошел теракт, — рассказывает 17-летний студент-фармацевт Григорий Сенютин, оказавшийся в больнице с сотрясением мозга. — Студенты в панике побежали на улицу, все стали звонить своим родным и близким, однако сотовая связь в городе отрубилась».

Сразу после взрыва, пока не поступало официальных заявлений, большинство жителей сочли, что произошла техногенная катастрофа или авария на одном из военных объектов региона, сообщает Смирнова. «Население еще помнит ядерную катастрофу на «Маяке», — комментирует редактор одной из местных газет. — Тогда, в 1957 году на химкомбинате произошел взрыв с выбросом в атмосферу большого количества радиоактивных веществ».

«Люди забыли о силе стихии, перед которой мы беззащитны, — говорит Владимир Малов, офисный администратор, который в выходные стеклил окна у дочки в детском саду. — В районе Челябинска сосредоточено большое количество военных объектов, химических и ядерных производств, вот там последствия могли бы быть действительно катастрофическими. Что там выбитые стекла…»

Ничто так ярко не высвечивает национальный менталитет, как метеор, пишет в блоге The International Herald Tribune журналистка Маша Гессен, озаглавив свою публикацию «Фаталисты, безрассудные и недоверчивые».

Мир узнал, говоря словами из заголовка в New York Magazine, что «Ошеломить русского почти невозможно». Автор разъясняет: «Россияне ожидают бедствий в любую минуту. В России самая высокая в мире смертность от «внешних причин» — в результате несчастных случаев, отравлений, насильственных преступлений, самоубийств. Вдобавок Челябинская область — «место самых ужасных и малоизвестных ядерных катастроф», пишет Гессен, упоминая о взрыве на заводе «Маяк» в 1957 году и загрязнении реки Теча.

«Люди по-прежнему живут около «Маяка», ловят рыбу в Тече и рожают детей с генетическими аномалиями», — говорится в статье. И это указывает на вторую черту — «безрассудное бесстрашие» россиян. «Россияне не надеются контролировать свою судьбу и считают, что все попытки тщетны», — полагает Гессен.

Недоверие — третья черта российского менталитета, которую продемонстрировал метеор. Блогосфера изобилует предположениями, что это было НЛО, и прочими конспирологическими теориями.

Источник: inopressa.ru

19.02.13.