Когда режиссер Карен Шахназаров узнал, что номинирован на очередную премию, у него появилось желание вежливо отказаться, повествует Foreign Policy. Речь шла о премии ФСБ — «известной в Москве под сознательно-ироничным прозвищем «Оскары КГБ», пишет журналист Саймон Шустер. Шахназаров знал, что некоторые его коллеги начнут перешептываться, но, как пояснил в интервью сам Шахназаров, ФСБ — «очень влиятельная организация». Так что режиссер принял премию и произнес речь о том, что государству и кинобизнесу следует работать сообща. «Как-никак дело происходит в России; речь была принята очень хорошо», — замечает журналист.
Издание дает контекст: «ФСБ, преемница КГБ, набирает вес в российском обществе с тех самых пор, как ее бывший директор Владимир Путин в 2000 году стал президентом. Ведомство целенаправленно ищет способы взять российское кино и телевидение под свою опеку. Еще в 2001 году оно начало финансировать российские детективы и шпионские триллеры».
Первые премии ФСБ кинорежиссерам, актерам и писателям были вручены в 2006 году. «Церемонии награждения не уступали по помпезности западным, вот только они проводились в печально известной штаб-квартире ФСБ на Лубянке», — говорится в статье. Поэтому там не было ни папарацци, ни красной дорожки, ни независимых журналистов.
Собственно, и на Западе сотрудничество спецслужб с кино не новость: отставные агенты часто подрабатывают консультантами на той или иной картине. Но, на взгляд журналиста, при власти Путина ФСБ «развивает новое направление сотрудничества — а точнее, направление, которого не видели в России со времен КГБ». По мнению Шустера, современные премии ФСБ — это возрожденная премия КГБ (1978-1988 годов). «И, совсем как своя предшественница времен холодной войны, ФСБ начала финансировать и продюсировать фильмы с начала до конца», — говорится в статье. «Это были попытки переписать реальность, изобразить генералов ФСБ в роли героев комиксов, типа Бэтмена и Робина», — говорит эксперт Александр Черкасов («Мемориал»).
Как самый очевидный пример Шустер приводит наиболее амбициозный, по его мнению, «художественный проект» КГБ — фильм «Личный номер» (2004). Журналист пишет: «Это новая интерпретация спорной и ужасающей реальной истории» — захвата заложников на спектакле «Норд-ост». Фильм был снят ради того, чтобы «оправдать преступления [ФСБ]: былые и те, что пока не совершены», заявил Черкасов.
«Шахназаров, гендиректор крупнейшей российской киностудии «Мосфильм», наблюдал за этими событиями со смирением и бюджетным прагматизмом», — как выражается автор. Видя элитный жилой дом напротив «Мосфильма», Шахназаров не забывает, что может случиться с его студией, если прекратится господдержка.
«Нашей страной всегда правили сверху. Это наш менталитет, наши исторические судьбы», — сказал Шахназаров в интервью автору. Деньги ФСБ ничем не отличаются от денег «Дисней», добавил он, а «Мосфильм» «не в том положении, чтобы отказывать спонсорам».
В кабинете Шахназарова висит его снимок вместе с Путиным. Первые два президентских срока Путин концентрировался на контроле над телевидением. «Теперь у Путина есть ощущение, что кино важно не только как индустрия, но и как идеологический инструмент государства», — считает Шахназаров.
«Эта перемена вытолкнула Шахназарова на видное место в политической жизни», — комментирует автор. Режиссер был одним из доверенных лиц Путина во время избирательной кампании 2012 года. На 7-й церемонии, где вручались премии ФСБ, Шахназаров сидел в первом ряду рядом с директором ведомства Александром Бортниковым. («Он ласково называет его Bortka», — утверждает Шустер.)
На сей раз премия ФСБ за лучший фильм была вручена «Белому тигру» Шахназарова. На взгляд журналиста, картина воспевает, в том числе, «робот-патриотизм». Но сам Шахназаров полагает, что сотрудникам ФСБ понравился образ советского контрразведчика Федотова.
Впрочем, Шахназаров уверяет: «Мы не задавались целью создать позитивный образ тайной полиции». По его словам, когда он спросил Бортникова, какие фильмы тот хочет видеть, последний «не дал конкретных инструкций, а лишь посоветовал продолжать хорошее дело».