Израилю никогда не видать мирной жизни
Несомненно, некоторые из палестинцев, которые на днях пытались силой пробиться в Израиль, ставили перед собой более скромные цели, чем претензии на «историческую Палестину», пишет обозреватель The Wall Street Journal Брет Стивенс. Газета «Едиот Ахронот» привела слова одного из нарушителей границы: «Мы перешли границу, чтобы поселиться у родственников вдали от Сирии, где убивают людей. Мы просим власти Израиля помочь нам остаться, не отсылать нас обратно».
В то же самое время автор статьи признает верной и версию, которую в понедельник озвучил пресс-секретарь Белого дома Джей Карни: попытку прорвать границу устроил Дамаск, чтобы «отвлечь внимание от справедливых выражений протеста из уст сирийского народа». На израильско-сирийской границе в течение 37 лет было тихо, поясняет Стивенс. Не случайно, что режим Асада — возможно, по совету Ирана — выбрал этот момент для переключения энергии на более удобную для него цель.
«Но вот еще кое-что, в чем не следует сомневаться: только бесстрашные люди, только те, кто глубоко убежден в правоте своего дела, перелезают через колючую проволоку и идут по минным полям навстречу вражеским солдатам, вскинувшим автоматы», — подчеркивает автор.
Много лет общим местом сторонников примирения арабов с израильтянами было мнение, что конфликт разгорелся, по сути, из-за территорий и его можно урегулировать, если Израиль и его соседи договорятся о надлежащей границе. Также много лет было общим местом, что с разрешением конфликта другие проблемы мусульманского мира, от диктатур до терроризма, сами собой уладятся.
Второй тезис опровергла «арабская весна»: от Тегерана до Туниса и Каира мусульмане восстали против своих правителей по причинам, не связанным с событиями в секторе Газа, на Западном берегу Иордана или Голанских высотах. У них свои проблемы, поясняет автор.
«Но точно так же, как Запад постоянно трактует проблемы мусульман неверно, он не понимает и палестинской проблемы. Прежде всего, он не понимает, что главную роль в конфликте играют палестинские беженцы», — пишет автор. Это домыслы, будто палестинские лидеры считают беженцев разменной монетой на переговорах с Израилем, считает он. Сами палестинцы на своих внутренних дебатах говорят, что «право на возвращение» — нерушимое, неотъемлемое и индивидуальное право каждого беженца, и палестинские лидеры не смогут променять эти права на соглашение с Израилем.
Это убеждение палестинцев опирается 1) на «мифологию 1948 года, которая изобилует историями о том, как евреи поступали с арабами, но скупо повествует о том, как арабы поступали с евреями или с другими арабами»; 2) на текст резолюции ООН номер 194, где сказано, что беженцы, желающие вернуться в свои дома и жить в мире с соседями, должны получить разрешение, как только это будет практически возможно; 3) на деятельность Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам («Оно затягивает проблему палестинских беженцев на много поколений, хотя большинство других беженцев успешно репатриированы», — говорится в статье); 4) на тот факт, что «дурное обращение с палестинцами арабских стран, которые их приняли, заставляет их тосковать по вымышленной родине — садам и т.п. — на которую очень похож современный Израиль»; 5) «на бесконечную палестинскую пропаганду, в которой концепция палестинской государственности совпадает с картой Израиля как такового».
Суть в том, что обида, которую лелеют 63 года, никогда не позволит провести политическое урегулирование конфликта с Израилем, да и не будет устранена этим урегулированием, заключает автор. Стивенс рекомендует Нетаньяху, который вскоре произнесет в США речь о политическом курсе, сказать всего два слова: «Держитесь крепче». Такие наколки когда-то делали себе на руках моряки, чтобы не забыть, как вести себя на реях парусников в шторм.