Перед Великим Постом надо обратиться со словами извинения не только к живым, но и к умершим
В Прощеное воскресение завершается сыропустная неделя — последняя перед наступлением Великого поста. В течение 49 дней, вплоть до Пасхи, которая в этом году празднуется 5 мая, православные христиане отказываются от мяса, молока и рыбы. Среди четырех православных постов этот самый строгий. В просторечии сыропустную неделю называют Масленицей. В царской России это было время веселья, после которого, начиная с Чистого понедельника, закрывались театры и увеселительные учреждения.
Прощеное воскресение — это особенный день, который требует от человека немалого духовного усилия. Мало прийти в церковь и исповедаться, как этого требует традиция. Необходимо искреннее испросить прощения у всех, кого обидел и постараться, чтобы те, кто пострадал от твоего пренебрежительного и грубого обращения, тоже смогли от души простить тебя.
Принято, что священник, который проводит службу, первый просит прощения у своей паствы. Затем с просьбами о прощении люди обращаются не только к живым, но и усопшим, перед которыми чувствуют свою вину. В одной из своих проповедей священник Александр Мень, трагически погибший от рук убийц, напоминал о корнях и смысле Прощеного воскресенья: «Последнее воскресенье перед самим Постом называется Прощеным воскресеньем. В это время новокрещаемые, то есть люди, которые готовятся к крещению, должны были совершить очень трудный подвиг: простить своим обидчикам, простить тем, на кого у них было зло, потому что нельзя подойти к Творцу и сказать: «Очисти меня», — а самому держать камень за пазухой.
Был еще обычай: в монастырях, на весь Великий пост монахи расходились по пустыне, уединенно или парами. И вот в Прощеное воскресенье они обращались друг к другу: мы расстаемся на сорок дней, мы можем не встретиться, потому что люди могли в этой пустыне умереть, могли погибнуть или от руки разбойника, или от зубов хищного зверя, и поэтому они все просили друг у друга прощения, расходясь. И у нас такой в православной церкви обычай: в этот день в храме мы собираемся, и духовенство, обращаясь к народу, просит прощения у людей, и люди друг у друга.Этот день посвящен Адаму, то есть всечеловеку, в котором мы, все люди, отпали от Бога, и его, Адама, спасает Господь Иисус. Значит, от греха — к спасению — так начинается Великий пост”.
Рекомендуется в первую неделю Великого поста уделять хотя бы несколько минут размышлению о бренности жизни. Всегда надо помнить, что этот Пост может оказаться последним в твоей жизни. Это реалистично, ведь мы всегда живем на грани смерти. Как говорится, даже на московских улицах обстановка приближена к боевой. Вы сами понимаете, как мало надо человеку, чтоб нитка жизни его оборвалась. На это надо смотреть без излишнего страха, с полным осознанием. Мысль ясная о бренности жизни — это не повод для того, чтобы опускать руки, а повод ценить и любить каждое мгновение жизни, жить сегодня, жить не в мечтах о том, что будет с тобой завтра, а жить вот сейчас, переживая жизнь полноценно и полнокровно.
Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи Владыко живота моего». Молитва эта написана по преданию в IV веке в Сирии, сирийским подвижником Map Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином, Ефремом сирианином. Это был знаменитый сирийский монах, поэт, богослов, писатель, один из славных сынов сирийской церкви, вошедший в мировую литературу как знаменитый писатель. И ему принадлежит краткая замечательная молитва. О ней писал Пушкин:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.»
В отличие от Православия в Римско-католической церкви, первый день Великого поста называется Пепельной средой. В этот день, в соответствии с древним обычаем, на лоб верующим освященным пеплом наносится знамение креста со словами: «Помните, что вы являетесь прахом и в прах вернетесь, поэтому покайтесь и веруйте в Евангелие!». Это священнодействие символизирует сердечное сокрушение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Пальмовые ветви, сохранявшиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим, в этот день сжигаются, а собранный пепел освящается по особому чину перед первой мессой Пепельной среды. В древней церкви священный обряд завершался покаянной процессией. На протяжении веков только публично кающиеся получали освященный пепел. Этот обычай имеет библейские истоки: в еврейской Библии кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак смирения. Пепельная среда – это день, в который все католики придерживаются строгого поста. В эту среду нельзя есть мясо, а постную пищу можно вкушать досыта лишь один раз в день. В этом году католики будут отмечать Пасху уже в воскресенье 31 марта.
Традиция просить друг у друга прощения за совершенные грехи и злодеяния зародилась в Древнем Египте и, со временем, нашла свое отражение во всех трех ведущих мировых религиях. У иудеев — это Йом Кипур, день покаяния перед живыми и мертвыми. У мусульман — Сура Ат-Тауба, праздник, когда принято просить прощения за совершенное зло и дурные мысли.
Источник: mk.ru
17.03.13.