«3. Главным приоритетом внешней политики страны является интеграция в европейские и евроатлантические структуры. Для достижения стратегических приоритетов членства в ЕС и НАТО, Грузия предпримет дальнейшие шаги по строительству и усилению демократических институтов, установления основанной на верховенстве права и прав человека системы управления, обеспечения необратимости устойчивого экономического развития. Грузия не станет членом таких международных организаций, политика которых противоречит указанным приоритетам.
4. Европейский и евроатлантический курс внешней политики Грузи служит устойчивому демократическому развитию и безопасности страны и не направлены против какого-либо государства.
5. Грузия будет проводить последовательную политику для выполнения принятых на Бухарестском саммите и последующих саммитах НАТО решений по отношению к Грузии. Задачей ближайшего периода явялется достижение соглашения о модальностях и сроках.
9. С Соединенными Штатами Америки Грузия будет вести отношения по условиям, определенными Хартией стратегического партнерства. В ее рамках рассматриваются четыре основных направления:
— Сотрудничество в сфере обороны и безопасности, в том числе и реализация расширенной программы в оборонной сфере, целью которой является усиление возможностей Грузии и подготовка к вступлению в НАТО, а также осуществление программы обучения и оснащения.
10. Выполнение соглашений с США, как и с ЕС, как главными стратегическими партнёрами, Грузия рассматривает обязательство перед собственным обществом.
11. Грузия ведет диалог с Россией как с использованием проходящих в Женеве международных механизмов, так и в двустороннем формате. Целью этого диалога является урегулирование конфликта, формирование добрососедских отношений и развитие.
16. Грузия будет активно сотрудничать со странами Балтии. Для Грузии важен опыт этих стран и поддержка с их стороны в вопросах европейской и евроатлантической интеграции.
18. Грузия не может иметь дипломатические отношения с теми государствами, которые признают независимость Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии. Грузия будет проводить последовательную политику для обеспечения незыблемости международного уважения своей территориальной целостности и суверенитета».
Ответ Кремля не заставил себя ждать.
10 марта, в воскресенье, экс-министр госбезопасности В.Хабурдзания объявил о создании в Грузии пророссийской партии:
«Бывший министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания решил создать партию пророссийского направления. Об этом он заявил журналистам в Тбилиси. «Раз в Грузии есть прозападные, проамериканские партии и политические силы, то почему не должно быть партий пророссийского направления, пусть между ними будет политическая конкуренция», – сказал Хабурдзания.
Хабурдзания в 1992-97 годах работал в МГБ Грузии, затем в Совбезе страны, был парламентским секретарем президента Эдуарда Шеварднадзе, в 2001-2003 годах являлся министром безопасности, с февраля 2004 года в течение нескольких месяцев работал первым заместителем Генпрокурора. Затем уехал в РФ, где занимался бизнесом.
В начале этого года впервые за последнее время приехал в Грузию. Он заявляет, что в ближайшие месяцы вернется на постоянное жительство в Тбилиси и займется политической деятельностью».
Это тот самый В.Хабурдзания, который оказался другом В.Путина, и которого тот просил грузинского президента «хорошо беречь» на самой первой встрече с М.Саакашвили 11 февраля 2004 г.
«Давая показания Временной парламентской комиссии по изучению августовских событий, 28 ноября президент Саакашвили упомянул фамилию Хабурдзания, когда говорил о своей первой встрече с президентом России Владимиром Путиным.
«Он (Путин) сказал, что ваш министр безопасности, действующий, является нашим другом, и просим вас беречь его, и иметь хорошие отношения с ним. Разговор был о Валерии Хабурдзания. У меня никаких личностных претензий к Валерию Хабурдзания не было, но факт, что Путин, лидер того государства, которое нас бомбило, вдруг заявил, что наш министр безопасности является их другом, и не трогать его поэтому», – заявил Саакашвили комиссии в ноябре».
19 февраля 2004 г. В.Хабурдзания был назначен первым заместителем Генерального прокурора Грузии, но, как быстро выяснилось, предпочел «заняться бизнесом в Москве». Очевидно, теперь «его занятия бизнесом» продолжатся в Тбилиси.
1 декабря 2008 г. в заметке «Причина августовской войны раскрыта?» хозяин этого блога напоминал об этой истории и задавал вопрос, который тогда мог показаться весьма абстрактным:
«В рамках своих показаний, длившихся пять часов, Михаил Саакашвили рассказал, в частности, о своей первой встрече с Владимиром Путиным в 2004 году. По его словам, тогда у его визави было две просьбы к президенту Грузии: «Не ставить вопрос о скорейшем выводе российских баз и «хорошо беречь» шефа службы безопасности Валерия Хабурдзания».
Видимо, грузинский президент хорошо понял суть просьбы своего коллеги. И потому 16 февраля в Тбилиси было объявлено о радикальном реформировании министерства безопасности. Глава МГБ Валерий Хабурдзания был удостоен особой благодарности главы государства и направлен на «сохранение» — на пост заместителя генерального прокурора… В последующие три с половиной года российские базы из Грузии были выведены. Но, как стало очевидно только теперь, лишь для того, чтобы менее через год в Грузию же и вернуться. Правда, не совсем в те же места. Не совсем в тех же масштабах. И немного в другом обличье.
Как бы то ни было, но одно из пожеланий российского президента 2004 года сейчас оказалось выполненным — российские базы в Грузии появились снова. Дело осталось за министром безопасности?»
Прошло четыре с лишним года.
И вопрос, заданный тогда, похоже, уже не выглядит совсем абстрактным.
Андрей Илларионов
Источник: kavkasia.net
20.03.13.