23 марта в Чечне отмечается так называемый День Конституции республики. Мероприятия проходят с размахом, однако многие жители республики выражают скепсис по поводу празднеств.
Тем временем многие местные наблюдатели считают, что проведенный десять лет назад референдум по «Конституции Чеченской Республики» нельзя считать волеизъявлением чеченского народа.
«Этот так называемый референдум проводился в условиях активных боевых действий, карательных зачисток и обстрелов населенных пунктов. Большая часть населения его фактически проигнорировала, потому что людям было просто не до всяких там референдумов и выборов, и этот факт был признан представителями международных организаций, которые тогда находились в республике. Проводить такие мероприятия в условиях войны просто незаконно. Но федеральный центр и те, кто представлял в то время Чечню, были заинтересованы в его проведении, и поэтому было объявлено, что в референдуме приняли участие 88 процентов граждан и 96 процентов поддержали предложенный вариант Конституции», — заявил руководитель одной из неправительственных организаций республики, попросивший не указывать своего имени.
Этим референдумом Кремль положил начало так называемой «чеченизации конфликта», последствия которой наблюдаются и по сей день, считает собеседник.
«Сегодня населению активно внушается мысль о том, что благодаря этому референдуму чеченцы были спасены Ахматом Кадыровым от тотального истребления, что это было «окончанием войны» и тому подобное, но я считаю, что это было началом противостояния между чеченцами, одни из которых заняли сторону Ахмата Кадырова, а другие оставались верными прежним властям республики. Ничего хорошего для простых людей этот референдум не принес», — заявил представитель НПО.
Отметим, представители неправительственных организаций Чечни и ранее заявляли, что никакого свободного волеизъявления граждан в то время быть не могло.
Голосовали на том референдуме и военные, и милиционеры, которых тогда в Чечне было почти столько же, сколько мирных жителей.
«Я 23 марта работала в участковой комиссии в Грозном и помню, как все это происходило на деле. Людей на участок пришло очень мало, но нужные цифры потом «дорисовали». Меня вместе с несколькими коллегами в сопровождении охраны отправили с урной для голосования в комендатуру. Там солдаты, совершенно не стесняясь в выражениях, высказывали свою ненависть ко мне, к этому референдуму и тогдашнему руководству», — рассказала местная жительница Петимат.
По ее словам, многие бюллетени были просто испорчены.
«На них военные написали матерные слова и ругательства, самым безобидным из которых было – «Смерть вам, чурки, а не референдум», или известная фигура из трех сложенных пальцев. Я высказала по этому поводу претензии к коменданту, который пообещал наказать виновных, хотя было понятно, что никого не накажут. Время было такое. Когда сегодня наши политики с пеной у рта доказывают, что в голосовании участвовало чуть ли не все взрослое население, мне просто становится смешно», — рассказала женщина.
«Наша власть сегодня возносит до небес этот референдум и все что с ним связано. Это и понятно, ведь именно после этого они получили власть. А то, как чиновники воспринимают этот референдум, любой желающий может увидеть у Пенсионного фонда. Там на ограде вывешены несколько транспарантов. На одном написано, что 23 марта – День Конституции ЧР. На другом – «Делами навстречу людям», а на третьем «Рамзан — светлое будущее чеченского народа!». То есть два их трех баннеров посвящены Рамзану Кадырову. Причем все это еще продублировано на чеченском языке. Мне почему-то сразу вспомнился лозунг времен СССР о том, что коммунизм – светлое будущее всего человечества», — говорит сотрудник общественной организации республики Муса.
«Я не голосовал на референдуме и не знаю никого из знакомых, кто бы голосовал», — заявил житель Грозного Умар Я.
Отдел мониторинга
Chechenews.com
24.03.13.