Народное собрание Республики Ингушетия 8 мая приняло решение об отказе от прямых выборов в регионе. Главу республики будет выбирать местный парламент. Таким образом, Ингушетия стала вторым субъектом после Дагестана, который отказался от прямых выборов.
В апреле был проведен съезд ингушского народа, который рекомендовал депутатам голосовать за выборы главы региона через заксобрание. Бывший президент республики Руслан Аушев уверен, что регион готов самостоятельно выбирать себе лидера.
— Вам не удалось убедить съезд ингушского народа рекомендовать прямые выборы в Ингушетии?
— Я был на съезде и видел, как всё было организовано. Много вопросов — кто был делегатами съезда. Но это понятно, съезд был внешним оформлением для решения парламента. Парламенты республик, как и все региональные заксобрания, встроены в федеральную систему власти. Поэтому у меня никаких иллюзий и не было. В Кремле сказали, что должна быть назначаемость лидеров в шести кавказских республиках, вот они и сделали.
— А почему в Кремле боятся прямых выборов на Кавказе?
— Потому что они не знают, что делать с Северным Кавказом. Они думают, что в нынешней ситуации лучше управлять через назначенных глав. Видимо, остался еще синдром боязни нестабильности на Кавказе. Но это грубейшее нарушение всего и вся.
— В свое время вы избирались в довольно конфликтный период, тогда проблем не было?
— В том-то и дело, в тяжелое время избирались — особых проблем не было. Тут трудно понять логику.
— В случае прямых выборов вы бы выдвинули свою кандидатуру?
— Меня же в угол поставили. Принесли 60 тыс. подписей (собранных ингушской оппозицией в республике под призывом к Руслану Аушеву идти на выборы. — «Известия»). Естественно, я бы выполнил волю народа.
— Может быть, центр опасался раскола на «евкуровских» и «аушевских»?
— Да какой раскол, выборы ведь три раза проводились. Где там видели раскол? Люди бы реализовали свои конституционные права. А кто будет лидером: Аушев или Евкуров, это другой вопрос. Люди выберут себе того, кого они хотят.
— На ваш взгляд, почему Юнус-Бек Евкуров не стал настаивать на прямых выборах?
— Я не знаю, почему Юнус-Бек не пошел на выборы. Ведь выборы — это мандат народа на доверие, на энергичную работу. Пошла бы более конструктивная работа. За время избирательной кампании он бы мог нащупать болевые точки республики.
— Сможет ли республика вернуться к прямым выборам главы?
— Думаю, да. То, что сейчас делает федеральный центр, — это шараханье. Я бы именно через выборы снял напряжение, которое сейчас существует. Народ поддержал бы лидера с рациональными идеями. А так, ведь никто не знает, чье мнение будет выражать тот человек, которого пришлет Кремль.
Егор Созаев-Гурьев
09.05.13.