Казань – Власти Татарстана, мусульманского региона в Центральной России, высказали опасения о распространении радикального ислама в регионе, который всегда гордился своей образцовой моделью религиозной толерантности.
В ноябре три исламиста были убиты во время вооруженного столкновения с полицией. Это первый случай в регионе. Это послужило поводом опасений о возможном появлении вооруженного сепаратистского движения, похожего на то, что существует на Северном Кавказе, где исламистские сепаратисты ведут кровопролитную войну с властями.
«У сепаратистов из радикальных религиозных групп есть оружие, финансирование и поддержка от иностранных сторонников», — заявил региональный министр внутренних дел Азгат Сафаров после столкновения.
Татарстан позиционирует себя как место, где гармонично сосуществуют ислам и православие, где в столице, Казани, огромная мечеть соседствует с православным храмом на берегу Волги.
Несмотря на предупреждения властей, в Татарстане больше не наблюдалось случаев, связанных с радикальным исламизмом, кроме несработавшего взрывного устройства и вооруженного столкновения, описанного выше.
В апреле четверо мужчин были осуждены за участие в экстремистской организации «Исламская партия освобождения» (Hizb ut-Tahrir al-Islami), которая была запрещена в России в 2003 году.
Они были приговорены к семи годам в тюрьме, несмотря на то, что обвинялись лишь в распространении литературы радикального толка.
Власти считают, что главная угроза исходит от последователей ваххабизма и салафизма, которые исповедуют радикальный ислам и чья идеология распространяется в некоторых мечетях Татарстана.
Сепаратисты на Северном Кавказе, в который входит Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, заявляют, что исповедуют данную форму ислама.
«Салафиты и ваххабиты представляют большую опасность. Среди них нет умеренных, любой из них в конце концов возьмется за оружие», — считает новоизбранный муфтий Татарстана Ильдус Фаизов.
Он считает, что традиционный ислам Татарстана находится в опасности в связи с данными формами радикализма, который начал распространяться проповедниками из Саудовской Аравии, Катара и Египта после развала Советского Союза. Позже многие татары изучали его за границей.
«Многие студенты, обучавшиеся в арабских странах, возвращались домой под сильным влиянием данной идеологии, которая чужда нашему исламу», — отмечает Марат Гатин, отвечающий за отношения с религиозными группами в администрации президента Татарстана.
Сменив на посту предыдущего муфтия, подавшего в отставку из-за критики слишком лояльного отношения к экстремистам, Фаизов начал разгонять экстремистов среди мусульманского духовенства в республике, где живет четыре миллиона человек.
Теперь имамы свободно не выбираются приходом, а выбираются из списка, составленного муфтием. Многие имамы уже были отправлены в отставку.
Среди уволенных был Наиль Сахибзянов, имам Альметьевска, считающегося бастионом радикального ислама.
«30 апреля ФСБ, полиция и представители местной власти созвали местных имамамов в мэрии и заставили публично проголосовать против меня», — заявил он AFP в центральной мечети Альметьевска. «Это ФСБ выгнало меня, а не верующие».
Сахибзянов не видит ничего плохого в ваххабизме и других радикальных религиозных организациях, которых ошибочно расценивают как угрозу. «Мы все мусульмане», — отметил он.
В Казани редко можно встретить женщину, одетую по законам ислама или даже в платке. В столице скептически относятся к тому, что исламисты представляют реальную угрозу.
«Существуют разногласия в прочтениях, но экстремизм не увеличивается. Татарстан не станет еще один Северным Кавказом», — считает имам казанской мечети Камиль Бикчентаев.
Говоря о традиционной толерантности к исламу в Татарстане, он также отказался осуждать ваххабизм или осужденных членов запрещенной группы, которые, по его словам, были осуждены лишь за то, что «они прочитали несколько книг».
В Москве Алексей Малашенко, эксперт Центра Карнеги, назвал это охотой на ведьм, так как никакого экстремизма там нет. «В Татарстане они пытаются избавиться от радикалов, которых не существует», — заявил он. «Смешно говорить об угрозе салафитов».
31/05/2011