«Для нашей страны существует еще три плохих сценария и важно, чтобы Грузия была готова к развитию событий по любому из них и имела план действий», — пишет Дмитрий Шашкин на своей странице в «Фейсбук».
«Первая геополитическая проблема связана с Ираном. Естественно, существует угроза военного противостояния между Ираном и Израилем. Это означает, что к этой войне Израиля подключатся США, что повышает возможность сухопутной операции. То есть, если начнется военная операция, она можете быть только воздушной, или также сухопутной, что означает ввод военного контингента в Иран. В этой ситуации Россия не станет ограничивать себя только политическими заявлениями, не станет пребывать в пассивном состоянии и повторит приштинский сценарий. В 2012 году, когда обострилась проблема Ирана, в России вспомнили про план Сталина, который был разработал в ходе Второй мировой войны и предусматривал оккупацию Советским Союзом Северного Ирана с помощью Таманской дивизии. Этот план действительно существовал, русские этого даже не скрывали и он должен был быть задействован в том случае, если Советскому Союзу возникала угроза с юга. В 2012 году Россия значительно усилила свою гюмринскую базу в Армении и провела маневры, целью которых была проверка пропускной способности связывающего Армению с Ираном перевала. Также было проверено, смогут ли преодолеть перевал ракетные установки С-300. По результатам маневров были проведены конкретные инфраструктурные работы и это является бесспорным подтверждением того, что российский Генштаб разрабатывает возможность такого сценария.
Чем это грозит Грузии? В случае развития вышеуказанного сценария, ресурсы гарнизонов базы в Гюмри, естественно, не смогут обеспечить выполнения военных задач. Для оккупации Северного Ирана и создания буферной зоны необходимо ввести, на первом этапе, контингент в 40-60 тысяч военнослужащих. Перебросить такую силу воздухом невозможно и тут у России имеется два варианта действий: в виде ультиматума потребовать от нас коридор и через Рокский тоннель, через Цхинвали и Ахалгори, по территории Грузии перебросить военные группировки к границе Армении, чтобы затем через перевал войти в Северный Иран или зайти через Дагестан через территорию Азербайджана. Также существует возможность использования Россией Каспийской флотилии, но там имеется проблема недостатка ресурсов и повышенных угроз. Россия начала осуществлять в ускоренном темпе проект «Каспийского монстра» (экранопланов), но на это понадобится по меньшей мере 5-7 лет. Пропускать контингент в 40-60 тысяч военнослужащих через нашу территорию совершенно неприемлемо, так как это означает оккупацию нашей страны и потерю независимости. Это не одна машина, которая за 2 часа проедет территорию Грузии и исчезнет, этот сценарий является концом нашей независимости.
Второй сценарий связан с возможным обострением противостояния между Арменией и Азербайджаном в Карабахе. И тут наша главная проблема связана с Россией, которая не упустит шанс войти на землю Карабаха под эгидой ввода миротворческого контингента. Вообще, частью новой геополитики России является активизация миротворческих миссий. К примеру, всего неделю назад она уже официально предложила ООН заменить своими военнослужащими австрийский контингент на Ближнем Востоке. Как и в случае развития первого сценария, так и тут у нас имеется проблема с перспективой требования предоставить коридор на нашей территории. Те же проблемы и угрозы, но в этом случае важным игроком также будет Турция, которая, по мнению военных аналитиков, не будет ввязываться в открытое противостояние с Россией, но будет для нас важным партнером в том, чтобы не дать России возможность требовать такой коридор.
И в конце — третья проблема — связана непосредственно с территорией России и сочинской олимпиадой. В 2014 году возможна активизация северокавказских боевиков. В этом случае Россия вновь начнет обвинять Грузию в поддержке терроризма. Именно поэтому Путин требует открытия российско-грузинского антитеррористического центра в Грузии. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как созданием подобного центра мы своими же руками создадим России легальные условия базирования и действия на нашей территории.
Все три сценария очень опасны для нашей страны. Однако, путем правильного планирования и работы с нашими западными партнерами, особенно с США и Турцией, можно справиться с этими угрозами и защитить нашу безопасность. Главное, всегда помнить: получить помощь от других возможно только тогда, когда учитываешь советы других и разделяешь их ценности», — заявляет экс-министр обороны Дмитрий Шашкин.