Главная » Все Новости » События » Шаткая позиция российского президента

Шаткая позиция российского президента

 

Владимир Путин позволил одной из кремлевских группировок — силовикам — занять доминирующую позицию в его окружении, постепенно утрачивая былое равновесие, которое было секретом его успеха.

 

На состоявшемся недавно съезде движения «Народный фронт — За Россию» Путин говорил: «Мы вместе, потому что мы любим нашу Родину, верим в нее, готовы работать для общего блага. Нас скрепляют ценности, которые выше политических пристрастий, групповых интересов и личных амбиций. Это свобода и справедливость». Собравшиеся в огромном зале члены движения скандировали: «Народ, Россия, Путин!» Сопредседатель штаба ОНФ режиссер Станислав Говорухин спросил аудиторию: «Кого мы выберем лидером организации?» И через мгновение под дружные овации лидером был избран Владимир Путин.

Между тем общественная поддержка нынешнего президента падает. Этот процесс еще нельзя назвать резким пикированием вниз, скорее, постепенным сползанием. Однако Кремль не может игнорировать эту тенденцию. Замедление экономического роста и уменьшение доходов от экспорта природных ресурсов подрывают федеральный бюджет, а напряжение в обществе усиливается. Эксперты предостерегают: очередная волна общественных протестов может оказаться уже не такой мирной, особенно если на московские улицы вместо представителей среднего класса выйдет голодная провинция. «Народный фронт» должен сработать как противоядие: перенаправить недовольство народа на указанных Путиным виновных.

«Народный фронт » — это коалиция общественно-политических организаций: профсоюзов, патриотических, женских, молодежных, студенческих, ветеранских объединений, артистов и партии «Единая Россия». Он был создан в мае 2011 года для мобилизации сторонников Путина, после четырехлетнего перерыва возвращавшегося в Кремль.

Читайте также: Сумерки власти Путина

Решение о возвращении, о котором было заявлено в сентябре 2011 года, вызывало бурю негодования в рядах российского среднего класса, то есть относительно молодых, хорошо зарабатывающих россиян из крупных городов. Эта группа надеялась, что Дмитрию Медведевы во второй президентский срок удастся реформировать косную политическую систему. Их пожелания были простыми: чем меньше государства, тем лучше. В декабре 2011 года после парламентских выборов многие из этих людей вместе с оппозицией вышли на московские улицы. Это были первые за многие годы многотысячные антиправительственные акции. Противовес протестному среднему классу был призван создать Новый «Фронт» — «здоровые народные силы», сторонники Путина и социального государства.

Премьер-министр РФ Владимир Путин открыл российский участок нефтепровода "Россия-Китай"

Основной лозунг «Фронта» — это социальная безопасность россиян. Фронтовики хотят снизить тарифы на коммунальные услуги, обещают поддержку многодетным семьям и критикуют правительственную реформу здравоохранения, приведшую к закрытию многих больниц в небольших населенных пунктах. Левая экономическая программа движения должна обеспечить Владимиру Путину поддержку масс. 

Мальчики для битья

Одна из задач «Народного фронта» — отвлечь внимание от скомпрометировавшей себя многочисленными скандалами «Единой России», к которой приклеился ярлык «партия жуликов и воров». «ЕдРо» стало для Путина балластом, а возглавляющий партию Медведев растерял остатки своего авторитета. По интернету ходит шутка: «Американцы подслушивали Медведева. Сами не знают, зачем». Премьер не пользуется уважением даже у собственных подчиненных. «Будучи президентом, он оттолкнул от себя людей: был резким, много критиковал. Сейчас они пользуются возможностью уколоть премьера», — рассказывает бывший сослуживец Медведева.

Также по теме: Рецензия на книгу Бена Джуды «Хрупкая империя: как Россия полюбила и разлюбила Путина»

Знак к атаке подал сам Путин. Президент не жалел критических слов в адрес правительства. «Так быть не может и так не будет», — высказался он в мае по поводу проекта бюджета на 2013-2015 годы, в котором не были учтены предвыборные обещания главы государства. Тандем уже давно приказал долго жить. Медведев превратился в мальчика для битья и, смирившись со своей ролью, стал выгоден Путину. Поэтому тот оставил его на должности в отличие от многих других своих прежних соратников. «Все, кто хотел второго срока Медведева, или даже просто колебались, были уволены», — рассказывает публицист Иван Преображенский. Место оставленных медведевских либералов заняли представители силовых ведомств. Особое влияние приобрел глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Его люди допрашивали близкого советника Медведева ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, а тот, опасаясь ареста, бежал из России. «Лучше Париж, чем Краснокаменск», — сказал он на прощание.

В 2011 году Гуриев в проводившейся по поручению Медведева экспертизе, высказал сомнения в правомочности второго приговора бывшим владельцам «ЮКОСа». Следователи хотели узнать, не получал ли за это эксперт денег от Ходорковского. Гуриев поддерживал (в том числе финансово) деятельность блогера-оппозиционера Алексея Навального, что не могло понравиться людям Путина, а в особенности Бастрыкину, у которого оппозиционер обнаружил незадекларированную недвижимости в Чехии. Эмиграция экономиста вызвала в России и в мире большой резонанс. «Это был сигнал либералов, обращенный к Путину: силовики не дают нам работать», — говорит Преображенский.

Ранее столь же явный сигнал выслал Владислав Сурков, раскритиковавший деятельность Следственного комитета на своей лекции в Лондоне. Спустя несколько дней вице-премьер подал в отставку. А еще совсем недавно Сурков занимался координацией российской внутренней политики и следил за тем, чтобы депутаты «Единой России» и губернаторы в регионах исполняли поручения Кремля. Освободившееся место занял Вячеслав Володин, руководящий деятельностью «Народного фронта». «Борясь за сохранение власти, Путин утратил баланс, — комментирует Преображенский. — В итоге из двух конкурирующих между собой в рамках правящей элиты групп — либералов и силовиков — рядом с президентом остались только вторые. А это лишает его прежних возможностей для маневров».

Президент России Владимир Путин и губернатор Московской области Сергей Шойгу

Читайте также: Россия после Путина — Туманное будущие

Гениальный финт

Владимир Путин был человеком компромисса. Он получил власть в стране, гарантировав финансовую неприкосновенность Борису Ельцину, а также его родственникам и соратникам, которых назвали в народе «семьей». Бывшего главу ФСБ и экс-сотрудника КГБ поддержали и представители силовых структур, поскольку петербургские консерваторы конкурировали с «семьей» за политическое влияние в Кремле. «Пути провоцировал конфликты между либералами и силовиками, а потом выступал в качестве арбитра в их спорах, укрепляя таким образом свою власть», — объясняет Преображенский. Президент не разрушал заключенных союзов. Он мог в резких выражениях запретить миллионеру Олегу Дерипаске закрывать нерентабельный завод, чтобы россияне увидели, что олигархи ходят у него по струнке, но одновременно не мешал родственнику Ельцина преумножать свой капитал.

Что еще важнее, Путин был верным продолжателем ельцинских экономических реформ. Цель у них была одна: приватизировать государственное имущество и сохранить его в руках узкого круга властной элиты. Над этой задачей с одинаковым энтузиазмом работали восхваляемые Западом отцы российской приватизации, олигархи, семья Ельцина, а потом петербургские силовики.

Гарантией успеха Путина была его высокая поддержка в обществе, а ее основой — миф о сильном, но справедливом правителе. Российский президент умело играет на ностальгии по Советскому Союзу, свойственной тем россиянам, кто считает себя (не без оснований) жертвами экономических реформ 90-х годов. Гениальный финт состоит в том, что политик, публично назвавший распад СССР крупнейшей катастрофой XX века, постепенно лишил своих соотечественников всех социальных гарантий, оставшихся от советских времен. «При Ельцине это было бы невозможно: первый президент не был популярен, народ взбунтовался бы против подобных реформ. А с Путиным все прошло спокойно», — писал в одной из своих статей политолог Станислав Белковский.

Также по теме: Россия — от Сталина до Путина

Равновесие системы

Во время своего третьего срока Путин должен закрепить свою победу, вернув себе поддержку масс. Поэтому президент занялся созданием имиджа национального лидера. Он сосредоточил усилия на сторонниках режима «сильной руки», одновременно поляризуя население. «Каждые несколько недель власть разжигает новую истерию, — говорит бывший кремлевский политолог Глеб Павловский, подсчитывая: митинги в защиту Путина, скандал с Pussy Riot, закон Димы Яковлева, запрещающий американцам усыновлять российских детей. — Благодаря этому у Путина временно растет поддержка».

Президент России Владимир Путин (слева) и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Следуя собственным обещаниям, глава государства начал «закручивать гайки». Участники оппозиционной акции 6 мая 2012 года получили от 2,5 до 4,5 лет тюрьмы, и процессы еще продолжаются. «Система власти в России становится все более авторитарной. Протестные настроения усиливаются, поэтому неудивительно, что президент вступил в тесный союз с силовиками», — говорит Сергей Тополь, который в 2008 году сообщил в газете «Московский корреспондент» о романе Путина с гимнасткой Алиной Кабаевой. Тот небольшой текст привел к закрытию газеты, а спустя пять лет президентская пара перед телекамерами заявила о своем разводе. Однако такая публичная откровенность останется исключительным событием. Неделей позже Государственная Дума приняла президентские поправки к гражданскому кодексу, запрещающие распространение информации о частной жизни граждан без их согласия. Это должно защитить политиков от внимания дотошных журналистов и блогеров. 

Ходят слухи о том, что готовится третий процесс против Михаила Ходорковского. «Сотрудники Следственного Комитета работают над новыми обвинениями, — утверждает бывший сослуживец Медведева. — Судьба Ходорковского должна послужить предостережением представителям элит: не высовываться, не поддерживать оппозицию, не вести собственных политических игр». Однако наш собеседник убежден, что значительный перевес силовиков в Кремле не будет вечным: «Компромисс сдвинется на другой, видимо, гораздо более консервативный пункт, но равновесие будет восстановлено. Эта система устроена таким образом, чтобы работать на стыке соперничества элит».

Читайте также: Россия после Путина — Неизбежная борьба за лидерство

Уже сейчас в «Народном Фронте» Путина существенную роль играет один из лидеров российской либеральной мысли Игорь Юргенс. Экономист сразу же заявил СМИ, что ему не нравится слово «фронт». «Фронт против кого? От кого мы обороняемся? — задавался он риторическим вопросом в одном из интервью. — Нам нужна не борьба, а диалог».

Сегодня сложно сказать, оправдает ли новое движение ожидания Кремля. «Это слишком пестрое сборище людей, их нельзя воспринимать всерьез», — считает публицист Дмитрий Бабич. Другие эксперты обращают внимание, что «Фронт» может дать Путину диктаторскую власть. В случае управленческого кризиса президент мог бы распустить Думу и превратить «Фронт» в квазипарламент, состоящий из «представителей народа». Впрочем, это слишком радикальный сценарий, а Владимир Путин всегда был человеком компромисса.

Источник: Polityka«, Польша)

03.07.13.