Европейский суд по правам человека постановил, что некоторые аспекты процесса против Ходорковского и Лебедева 2004-2005 годов были несправедливыми, но счел недоказанным центральное утверждение защиты — что дело было политически мотивированным. Адвокат Карина Москаленко назвала стандарт ЕСПЧ «чрезмерно высоким», а Людмила Алексеева заявила: «Решение не только мягкое, но и трусливое».
Европейский суд по правам человека в четверг вынес вердикт по так называемому первому делу Ходорковского, сообщает The Financial Times. ЕСПЧ обнаружил, что в рамках процесса против бывшего российского нефтяного магната 2004-2005 годов власти притесняли адвокатов Ходорковского и не присоединили к делу свидетельства некоторых экспертов и данные аудита.
«Но суд отверг центральное утверждение двух руководителей ЮКОСА, что российский суд ограничил их свободу с целью, отличной от соблюдения уголовного кодекса, иными словами, что дело было политически мотивированным», — пишет корреспондент Нил Бакли. В постановлении суда говорится, что обвинения против Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева имели «здравое зерно».
Данное решение суда позволило обеим сторонам провозгласить, по крайней мере, частичную победу, полагает корреспондент, приводя комментарии. Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинкской группы, заявила: «Я бы сказала, что решение не только мягкое, но и трусливое. Если они не усмотрели политической составляющей в этом процессе, то у них что-то со зрением».
Один из адвокатов Ходорковского, Карина Москаленко, назвала стандарты по доказательствам, необходимым, чтобы ЕСПЧ признал дело политически мотивированным, «чрезмерно высокими», но подчеркнула, что решение суда имеет «огромное значение».
Михаил Федотов, глава Совета по правам человека при президенте РФ, считает: решение ЕСПЧ означает, что нет необходимости в повторном процессе, но российскому суду «придется вернуться к делу по элементам, обозначенным Страсбургским судом как нарушения».
ЕСПЧ решил, что у российского суда имелись законные основания преследовать бывших руководителей ЮКОСа за уклонение от уплаты налогов, хотя в их отношении был допущен ряд процессуальных нарушений. «Даже если в деле и присутствовали неподобающие мотивы, это не давало заявителям иммунитета от уголовного преследования», — говорится в решении Страсбургского суда (цитаты из пресс-релиза суда — по неофициальному сокращенному переводу с сайта ЕСПЧ. — Прим. ред.). С точки зрения The Wall Street Journal, это «тактическая победа Кремля» и «неудача для адвокатов ЮКОСа».
Среди обнаруженных ЕСПЧ нарушений со стороны российской судебной системы — давление на адвокатов и несоблюдение тайны их коммуникаций с подзащитными, юридически необоснованное решение о взыскании с Ходорковского компенсации, решение о заключении осужденных в удаленные от дома исправительные учреждения, содержание их в металлической клетке во время процесса, сообщают журналисты.
«Решение едва ли поможет Ходорковскому и Лебедеву, поскольку каждый из них уже отсидел восьмилетний срок по обвинениям 2005 года», — отмечает The Wall Street Journal.
«Путинский режим предпочитает радикалов и наказывает умеренных, рассчитывая на то, что это воспрепятствует сопротивлению интеллектуалов. Но Путин ничего и никого не сможет сдержать. Более того, это нам придется самих себя сдерживать, чтобы в итоге не пойти по стопам радикалов», — так в апреле 2012 года писал Михаил Ходорковский, обращаясь к известному польскому диссиденту 1970-1980-х годов Адаму Михнику. Американский журнал New Republic публикует письма, которыми Михник и Ходорковский обменялись в 2012-2013 годах.
Темы писем — ситуация в России и прогнозы на будущее. Михник сравнивает Ходорковского со своим другом Вацлавом Гавелом. Ходорковский затрагивает проблему демократического развития России. «Я полагаю, что наша нация имеет право на достойную жизнь. Увы, права как такового недостаточно — его надо добиться. Нужно «выйти из окопов». События зимы и лета 2011-2012 годов доказали, что в сегодняшней России есть люди, которые этого желают», — писал Ходорковский в августе 2012 года.
Ходорковский усматривает еще одну проблему: западная демократия «хромает», многие усомнились в универсальности демократической модели, ссылаясь на успехи Китая, Сингапура и других авторитарных режимов.
Публикацию венчает пространное открытое письмо, которое Михник написал Ходорковскому 26 января 2013 года.
Михник отмечает, что «первая фаза войны Путина с олигархами» вызывала у него смешанные чувства. И только судьба Ходорковского и ЮКОСа заставила осознать, куда ведет политика Путина и его правительства. Михник согласен с мнением Ходорковского, что Путин — идеальная фигура лидера стагнации. «Вы также написали, что когда-то были похожи на него, но потом повзрослели», — обращается Михник к Ходорковскому. Он также проводит параллели с Польшей: на его взгляд, Валенса был немного похож на Ельцина, а Путин — на Ярослава Качиньского.
Михника тревожит подозрение, что путинизм — «способ приспособить китайскую модель к российским реалиям». Что если эта тенденция захлестнет значительную часть Европы и всей планеты? Путинская «суверенная демократия» означает, что Путин может сажать в тюрьму Ходорковского или Магнитского, и ни Брюссель, ни Гаага не вмешаются.
Источник: inopressa.ru
26.07.13.